Контролируемое «Смарт-холдингом» Вадима Новинского ЧАО «Балаклавское рудоуправление им. Горького» инициировало банкротство ПАО «Херсонский судостроительный завод» (ХСЗ), также входящее в сферу интересов этого бизнесмена. Соответствующее производство открыл Хозяйственный суд Херсонской области.
В мотивировочной части иска рудоуправление ссылается на то, что должник более чем три месяца не может удовлетворить требования кредитора, общей размер которых составляет не менее трехсот минимальных заработных плат, т. е. около 400 тыс. грн. Суд постановил ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов ХСЗ, ввести процедуру распоряжения имуществом предприятия сроком на 115 календарных дней и назначить распорядителем имущества Наталию Тетерич. Суд поручил распорядителю имущества до 23 сентября составить реестр кредиторов, а до 4 ноября провести инвентаризацию имущества должника и определить его стоимость. Предварительное заседание суда по делу назначено на 15 октября.
В отчетности ХСЗ на конец 2013 г. указаны два крупных займа: на 356 млн грн под 11 % с погашением в 2015 г. и на 75 млн грн под 11,5 % с погашением в мае 2014 г. Также указана финансовая помощь на возвратной основе на сумму 34,5 млн грн. Имена заемщиков не названы.
Пошли по стопам
Примечательно, что в феврале этого года Балаклавское рудоуправление добилось возбуждения дела о банкротстве еще одного предприятия группы Вадима Новинского — ПАО «Черноморский судостроительных завод» (ЧСЗ). Сумма претензий составила 510 тыс. грн. Тогда в комментарии агентству «Интерфакс Украина» «Смарт-холдинг» заявил, что процедура банкротства не скажется на своевременном и полном выполнении условий контрактов предприятия, а само ПАО максимально использует все механизмы, предусмотренные законодательством, для финансового оздоровления.
К тому, же, по данным «Смарт-холдинга», стоимость активов завода многократно превышает финансовые требования кредитора, а судостроение остается одним из базовых бизнес-направлений в общем портфеле инвестиций «Смарт-холдинга». Правда, в начале августа по делу ЧСЗ был утвержден реестр кредиторов, претендующих более чем на 1 млрд грн, из которых более половины приходится на связанные или близкие «Смарт-холдингу» компании и банки. ХСЗ вместе с ЧСЗ входит в состав Smart Maritime Group, тогда как Балаклавское рудоуправление является частью субхолдинга «Смарт-Нерудпром».
Последствия
Получить комментарий Вадима Новинского вчера не удалось. В пресс-службе «Смарт-холдинга» «Капиталу» сообщили, что ХСЗ, ЧСЗ, Балаклавское рудоуправление, как и большинство предприятий, связанных с холдингом, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами: «Если у одного предприятия возникают обязательства перед другим, то ситуация разрешается в рамках правового поля в соответствии с действующим законодательством».
Олег Мальский, партнер юридической фирмы AstapovLawyers, считает, что наличие собственных кредиторов внутри группы нередко положительно влияет на дальнейшее развитие предприятия: «Свои кредиторы начинают банкротить компанию, что дает право получить мораторий на полгода от выполнения обязательств перед внешними заемщиками. После истечения этого срока можно войти в санацию и спасать предприятие». С ним соглашается источник «Капитала», знакомый с ситуацией на ХСЗ и ЧСЗ, называя банкротство возможностью дать определенную передышку заводам. По его информации, ХСЗ и ЧСЗ не планируют сменить вид деятельности, а ищут сегодня новых заказчиков, так как российский рынок, на который в основном работали предприятия, полностью закрылся для них.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что Новинский возбуждает банкротство своих предприятий, чтобы защитить активы, так как сейчас предпринимателем вплотную занимается прокуратура. Уже упомянутый источник «Капитала» говорит, что сегодня оказывается всестороннее давление на «Смарт-холдинг»: на предприятиях материковой Украины участились проверки контролирующих органов, а его крымским заводам не дают развиваться пока они не будут перерегистрированы в соответствии с законодательством РФ.
Вернуться можно
Старший аналитик ИГ «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко напоминает, что еще недавно Smart Maritime Group озвучивала серьезные планы развития. В 2013 г. предполагалось нарастить экспорт до $ 180 млн, а в 2014 г. — до $ 300 млн, для чего рассчитывали привлечь 2,5 млрд грн и создать 1200 рабочих мест. Но судя по выручке ХСЗ и ЧСЗ за 2013 г. (390 млн грн и 195 млн грн соответственно), реализовать эти планы не удалось — делает вывод эксперт.
1 млрд грн долгов насчитали кредиторы у Черноморского, и до 500 млн — у Херсонского судостроительных заводов Вадима Новинского
На сегодняшний день, по информации президента ассоциации «Укрсудпром» Виктора Лисицкого, на Херсонском и Черноморском судостроительных заводах выполняются в основном работы по ремонту судов. По его мнению, основные фонды обоих предприятий хоть и не загружены, но готовы строить как корпуса, так и полнокомплектные корабли класса река — море. Лисицкий считает, что для отечественного судостроения эти заводы имеют стратегическое значение, так как могут строить суда и военного назначения.
Найти заказчиков вне российского рынка нетрудно, считают эксперты. Виктор Лисицкий говорит, что мировой рынок морской индустрии развивается высокими темпами, а перевозки ежегодно увеличиваются более чем на 10 %. Он пояснил, что на сегодняшний день судовладельцы из Европы и Азии хотели бы размещать заказы по строительству кораблей, но их отпугивает не столько военное положение в стране, сколько отсутствие системы рыночного регулирования. «Сегодня есть ряд законопроектов для поддержки отрасли, в том числе те, что дают понятные правила игры для судостроителей и их зарубежных партнеров и заказчиков. Но до сих пор их не приняли», — рассказывает Лисицкий. По словам специалиста, спасти положение не только Херсонского и Черноморского заводов, но и других предприятий могли бы госзаказы, а чтобы их получить, государство должно принять программу развития отрасли.