Управляемые искусственным интеллектом автомобили, которые мы видели только в фантастических блокбастерах, вскоре могут стать такой же объективной реальностью, как привычные для современного человека смартфоны и планшеты. Всего два года назад компания Google получила лицензию на использование своих беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования американского штата Невада, а уже с января 2015 года в трех городах Великобритании стартует пилотный проект по эксплуатации таких автомобилей, инвестиции в который составляют 10 млн фунтов стерлингов ($ 16,6 млн).
Сегодня более десяти автомобильных компаний активно работают над своими автономными моделями. Значит, уже в ближайшем будущем можно предположить их массовое появление на дорогах городов мира. Но доверить руль автомобиля компьютерам готовы далеко не все.
Вежливые беспилотники
По данным американского ресурса CarInsurance.com, только один из пяти американцев согласился бы сменить свое авто на беспилотник. При этом 64 % убеждены, что компьютеры в автомобилях пока не могут принимать решения, на которые способны водители. 75 % уверяют, что водят лучше, чем это могли бы делать «электронные мозги», и не доверили бы машине отвозить своих детей в школу.
$87 млрд составят доходы от продажи автомобилей-беспилотников к 2030 году
Первые серьезные разработки машин-беспилотников начались в середине 1980‑х в Германии. Их проводили специалисты компании Mercedes-Benz. Спустя десятилетие сразу несколько ведущих автоконцернов (General Motors, Ford, Volkswagen, Audi, Cadillac, BMW и Volvo) приступили к созданию прототипов машин с некоторыми операциями без участия водителя — например, автономной парковкой. Но первым выпуском полностью автономных автомобилей занялся тот же Mercedes-Benz: в 1995 году его модель S-Class с беспилотным модулем проехала по автобану Мюнхен-Копенгаген 158 км. 2000‑е годы ознаменовались появлением «гугломобиля», и сегодня мечты о подобной машине сбываются с космической скоростью.
Впрочем, в среде экспертов по безопасности пока немало противников внедрения беспилотных машин. Они считают, что искусственный интеллект пока не в состоянии предусмотреть все аспекты дорожной обстановки. Так, исполнительный директор Центра автомобильных исследований Стэнфордского университета Свен Бейкер заявил: «Развитие искусственного интеллекта еще не достигло высот, которые позволяют ему выполнить такие тривиальные для человека задачи, как остановка по требованию полицейского или смена полосы по просьбе дорожного рабочего. И прорывов в этом направлении не ожидается. Даже когда «умные» машины достигнут уровня интеллекта человека, останется множество вопросов. Люди часто нарушают правила, например игнорируют знак «Стоп!» или превышают скорость. Смогут ли законопослушные роботы правильно среагировать на такое поведение? Например, оказавшись на нерегулируемом перекрестке, вежливый автомобиль никогда не тронется с места, потому что ему никто не уступит дорогу».
Тепличные условия
Большинство ходовых прототипов, тот же Google Mobile, послушно ведут себя при идеальных климатических условиях и передвижении по ровным улицам с разметкой. Но попав в снежную бурю и под проливной дождь, искусственный интеллект пасует, и машина останавливается. Лазерные радары беспилотников, считывающие информацию с местности, все еще могут неадекватно оценивать состояние дорожного полотна в зимнее время года (например, ускоряться на обледенелой дороге) либо получать искаженную информацию об объектах при сильном дожде или тумане. Вне асфальта датчики движения не могут распознать структуру рельефа, поэтому компьютерный мозг авто «вскипает» от полученных с радаров данных и останавливает машину.
Еще один немаловажный момент — вопрос ответственности в случае ДТП. Неясно, на кого она будет возложена — на водителя-собственника, на автомобильную компанию или на третью сторону.
Автономные «парковщики»
В Украине появление полностью автономных автомобилей — перспектива пока далекая. Можно завезти в страну тот же Google Mobile, но сколько километров проедет такая машина по нашим не блещущим качеством полотна и состоянием разметки дорогам — вопрос риторический. Тем не менее некоторые автомобильные бренды уже поставляют в Украину модели с технологией беспилотного управления. Речь об автономных «парковщиках», системах, позволяющих поставить машину на стоянку при частичном или полном невмешательстве в этот процесс водителя. Системой автономной парковки оборудованы такие модели, как Ford Focus, Volkswagen Golf-VII, BMW 7 Series, Nissan Qashqai.
«В середине прошлого года мы представили беспилотные технологии на базе электромобиля Nissan Leaf, а уже в декабре 2013-го провели первые дорожные испытания в Японии (речь о дорожном тесте беспилотного автомобиля на японском шоссе. — «Капитал»), — говорит PR-координатор компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов. — Leaf четко выполнил все поставленные задачи. Мы планируем к 2020 году усовершенствовать свою автономную систему управления и выпустить на рынок коммерчески жизнеспособные беспилотники.
Что касается перспектив в Украине, то сначала необходимо создать инфраструктуру, которая позволит обслуживать такие авто в нашей стране. В других государствах этим обычно занимаются правительства. «Если необходимая инфраструктура будет создана, то мы готовы рассматривать вопрос поставки в Украину беспилотников в будущем», — говорит Иванов.
В украинском представительстве компании Volkswagen, которая также работает над созданием автономной системы управления, затруднились сообщить приблизительные сроки появления беспилотных машин на отечественных дорогах.
Трудности реализации
Пилотный проект, который стартует в Великобритании, выявит все подводные камни инновации. Для этого в трех городах, которые окажутся победителями объявленного конкурса по внедрению автономных машин, на дороги общего пользования нанесут разметку из особых материалов, которая легко считывается сканерами в любое время суток и при любых погодных условиях. От успешности проекта зависит срок внедрения таких автомобилей в других городах мира.
Еще одна глобальная задача стоит перед законодателями. Им предстоит разработать новые правила, учитывающие все аспекты передвижения автономных машин в одном потоке с обычными автомобилями. Можно было бы выделить для них отдельные полосы, но, во‑первых, это весьма затратное дело, а во‑вторых, культура вождения во многих странах оставляет желать лучшего, так что многие не смогут удержатся от искушения проехаться по выделенной для беспилотников полосе.
Согласно данным исследования компании Lux Research, к 2030 году доходы от продажи автомобилей, управляемых искусственным интеллектом, составят $ 87 млрд. На долю Китая придется $ 24 млрд, США — $ 21 млрд, а Европы — $ 20 млрд. Наибольшую выгоду на этом рынке извлекут разработчики программного обеспечения, а не автопроизводители. Исследователи пессимистически оценивают выход на рынок к 2030 году полностью автономных автомобилей, предполагая, что большинство машин будет оснащено простейшими системами вроде адаптивного круиз-контроля или электронного ассистента парковки.