Уже год, как ситуация в стране превращает любое высказывание в политическое. О чем ни напишешь, что ни поставишь, ни сыграешь — все видится сквозь призму политической, а теперь и военной ситуации. Украинские театры, десятилетиями игнорировавшие жизнь за окном, вдруг оказались перед вопросом: чем сегодня завлечь публику?
Разумеется, ответ лежит на поверхности — комедиями, которых, к слову, и так более чем достаточно на отечественных сценах. Вот только не смехом единым жив драмтеатр. Не того от него ждут. А следовательно, придется высказываться о современности. Анализировать. Искать причины социальных проблем. Разбираться в глубинных, много лет замалчиваемых национальных травмах.
Загадочный «Эрик ХІV»
До конца года в Национальном академическом театре имени Ивана Франко его худрук Станислав Моисеев обещает выпустить классическую пьесу Августа Стриндберга «Эрик ХІV». В центре истории весьма взбалмошный монарх — импульсивный, порывистый, своенравный. Трактовок у этого образа за сто с гаком лет набралось немало — от резко негативных, дескать, Эрик — всего лишь сумасбродный тиран, до весьма оригинальных, как у светоча режиссуры Евгения Вахтангова и великолепного актера Михаила Чехова. Эти двое на заре ХХ века разглядели в сумрачном правителе тонкую душу поэта, которая мается в тисках важных государственных дел и строгих табу, бесконечных интриг и коварных предательств. Как прозвучит этот текст на украинской сцене в конце 2014 года — остается только догадываться: прототипов для Эрика набралось видимо-невидимо.
На двух других столичных престижных сценах — в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра и Молодом театре — продолжают презентовать работы молодых режиссеров. В частности, в первом уже в начале октября состоятся сразу две премьеры — «Семейные сцены» по пьесе Анны Яблонской и «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. В Молодом театре ведут переговоры с молодым режиссером из Донецкого театра Игорем Матиивым — ему предстоит постановка «На всякого мудреца довольно простоты» Николая Островского, и есть надежда, что это будет во всех смыслах актуальный спектакль.
И снова «Энеида»
В Ивано-Франковском академическом театре худрук Ростислав Держипильский, прославившийся своими инсценировками культовых книг Марии Матиос «Сладкая Даруся» и «Нация», готовится к постановке поэмы «Энеида» Ивана Котляревского. Режиссер уверяет, что эту ставшую классикой украинской литературы пародию на античность самое время перечесть. Ведь украинцы по‑прежнему только на пути к своему государству, а главы, где Энею приходится оголить саблю и сразиться с царьком Турном, по мнению Держипильского, резонируют с сегодняшним противостоянием на востоке страны.
«Скотный двор» как модель будущего
В Харьковском академическом театре вполне резонно вспомнили антиутопию британца Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Режиссер спектакля Олег Трусов, пожалуй, выбрал самый подходящий момент, чтобы напомнить своим зрителям, с каких благородных призывов начинаются тоталитарные общества. Оруэлл облек свой рассказ в форму басни, поручив животным совершить революцию в одном отдельно взятом фермерском хозяйстве. Любопытно, как театр сценически изобразит зоологическую тему, удастся ли не скатиться в тюзовскую условность и сохранить сложную метафору литературной основы.
Лабораторная работа
В будущем театральном сезоне, пожалуй, повнимательнее стоит присмотреться к работам молодого поколения — они гораздо расторопнее и точнее реагируют на современность. Так, в Черкасском областном академическом театре продолжит работу «Черкасская театральная лаборатория», ориентированная на тандемы молодых украинских режиссеров и драматургов. Под занавес сезона там сыграли спектакль Антона Романова «История про человека, с которым случилась история» по пьесе Киры Малининой. В этом опусе, посвященном критике развлекательно-коммерческого театра, зрителям весьма деликатно, а главное — умно дают понять, что фон этой истории — Евромайдан. Кстати, режиссер Андрей Май и драматург Наталья Ворожбит, кураторы «Черкасской театральной лаборатории», планируют к концу года в Киеве на Малой сцене Национального театра имени Ивана Франко показать спектакль по «Дневникам Евромайдана» — документальной пьесы, написанной во время известных событий. Читки этого текста уже состоялись в Москве, Гданьске, Лондоне. В ближайшем будущем «Дневники» услышат зрители Польши, Литвы и Германии.