Уже само имя грузинского режиссера Роберта Стуруа, более полувека проработавшего в Тбилисском театре им. Шота Руставели, гарантировало успех гастролей. Однако еще больший интерес вызвал скандал с его смещением в августе 2011 г. с должности художественного руководителя театра. Формально инцидент связывают с премьерой «Сезона охоты», состоявшейся за месяц до этого. Но можно сказать, что давнишний фарс «Солдат, любовь, охранник и… президент» больше повлиял на ситуацию: актер, играющий одного из неоднозначных персонажей — некоего абстрактного Президента, — похож на Михаила Саакашвили словно брат родной. И вот уже три года бытует байка о том, как первое лицо государства, разгневавшись якобы за искривленное изображение своей персоны, било хрустальные пепельницы и после этого громко увольняло мэтра.
Можно было даже не сомневаться, что в Киев привезут именно взращенные на политическом гумусе постановки. Другое дело, что после гастролей стало очевидным: до «великих» ни первая, ни вторая не дотягивают. Правда, «Сезон охоты» на этот статус и не претендовал: в истории о безмерно фантазирующей актрисе (Ия Сухиташвили), вторящем ей писателе (Гога Барбакадзе) и поселившемся в их квартире слепом полтергейсте (он же Человек в шляпе — Зука Папуашвили) царит воздушная атмосфера игры, притворства и вымысла. Особенно заметная, когда Человек в шляпе заводит шарманку о своей супруге Мэрилин Монро, братьях Кеннеди и выгодной сделке: он обменял блондинку всех времен на мир во всем мире.
Спектакль «Солдат, любовь, охранник и… президент» — две сшитые белыми нитками карикатуры. Странность в том, что камерные зарисовки Стуруа растянул до гранд-спектакля, хотя масштаб тем все же не соответствует хронометражу в два с половиной часа. В первой части — «Валико и Ангелы» — центром интриги стал контуженый солдат Валико, видимо, пострадавший в войне с Россией (Гаги Сванидзе). Ангел в военной шинели (Гога Барбакадзе), то дарящий ему здоровую ногу, то снова отнимающий, несколько раз рассказывает своему подопечному один и тот же анекдот о медведе, который спрашивает встречного охотника — убить того или изнасиловать. Единственный адекватный человек здесь — жена бойца Цицино (Нино Тархан-Моурави), да и ту ставленник небес уводит у калеки, оставляя героя с грудным младенцем.
Однако если здесь становится скучно уже на пятой минуте из‑за краткости байки, то далее действие оживляется: сама пьеса «Охранник и президент» построена по принципу анекдота, и хотя бы от этого спектакль выигрывает. Президент (Бесо Зангури) нанимает Охранника (Ника Кацаридзе), который от большой преданности шефу убивает всех, кто причиняет ему боль: стоматолога, пытающегося запломбировать зубы (Леван Хурция), благоверную, слишком усердно делающую приятно (Нанука Хускивадзе), лучшего друга Отара (Паата Гулиашвили), беспокойных детей. Да и самого Президента, относящегося с себе без должного благоговения. За всем этим молчаливо наблюдает скульптура Иосифа Сталина, чье дело продолжает жить в веках.