Сотрудник архитектурного агентства Александр всем видам транспорта предпочитал велосипед и даже не помышлял о покупке автомобиля — место работы находилось в нескольких километрах от дома. Все изменила встреча с дедом в деревне, который не чаял души во внуке и сделал для него самый дорогой в его жизни подарок.
В полумраке старого сарая, куда с видом заговорщика привел молодого человека дед, солнечные лучи весело поигрывали на хромированных деталях роскошного кузова Horch 853A. Линии и формы немецкого Horch буквально заворожили архитектора. Позже дед рассказал, что во время Великой Отечественной на этом автомобиле он возил известного генерала. После войны началась борьба с засильем на улицах трофейных, особенно немецких авто, и машину решили спрятать до лучших времен. Позже генерал попал в опалу и через некоторое время умер, но водитель все это время добросовестно продолжал поддерживать машину в рабочем состоянии и даже периодически совершал на ней профилактическую обкатку.
Ретростатус
Обладатель собственного автомобиля — человек, имеющий некий статус в обществе. Но владеть ретромашиной — значит, иметь особый статус. Когда эти авто выезжают на улицы города, на них все оборачиваются. Когда они просто стоят, возле них останавливаются, фотографируются, норовят потрогать, погладить. Ими любуются и восхищаются. Многие из них давно считаются истинными произведениями искусства и стоят целое состояние.
Если речь идет о покупке иномарки, в этом вопросе лучше обратиться к специализированным европейским компаниям. Познакомиться с предложениями можно на выставках, например, в немецком Эссене на «Техноклассике» или на Парижском «РетроМобиле». Посетители таких мероприятий ближе знакомятся с миром ретро и получают исчерпывающую информацию о любом понравившемся экземпляре. Цены на антикварную технику — от нескольких тысяч до нескольких миллионов евро.Не всем удается стать владельцем ретроавто благодаря наследству. Многие приходят в этот удивительный мир по собственному желанию. Для начала можно обзавестись чем‑нибудь недорогим, чтобы узнать все подводные камни. В нижнем ценовом сегменте находится ЗАЗ-965 «Запорожец», или, проще говоря — «горбатый». Его можно приобрести в Украине по цене от $ 500 до $ 1500 в зависимости от состояния. Можно присмотреться к более крупному авто. Например, за нереставрированную «Волгу» (ГАЗ-21) сегодня просят от $ 1500. Как минимум столько же придется потратить, чтобы привести машину в порядок. Если есть желание сделать из машины «конфетку», стоит больше времени потратить на поиски наиболее сохранившейся модели и минимизировать таким образом затраты на реставрационные работы.В последнее время на Западе набирают популярность так называемые youngtimers — машины 1960‑1970‑х гг. В большинстве своем их выбирает молодежь, у которой, во‑первых, нетсредств на покупку настоящего ретрокара, во‑вторых, нет времени на серьезную реставрацию. У нас это направление ретродвижения тоже начинает проявляться, его представители щеголяют «классическими» моделями ВАЗ, «Москвич» и даже ГАЗ-24.
Потратить и вернуть
Владение автомобилем — дело хлопотное и затратное. А если он к тому же старинный, затраты на его содержание будут больше. Речь идет не только о более высоком расходе топлива и масла, но и о запасных частях. Порой какая‑нибудь мелкая неисправность может привести к многодневным поискам необходимой запчасти. Поэтому прежде чем приобретать антикварный автомобиль, нужно хорошенько подумать, хватит ли сил и средств его содержать.
Зато, помимо всеобщего внимания пешеходов и водителей, на ретромашине можно заработать. К примеру, в Праге туристов по городу возят старинные автомобили. Поездка обойдется сравнительно недорого, а воспоминания останутся надолго. Найдется немало людей, желающих арендовать эксклюзивного стального красавца на свадьбу, день рождения или корпоративную вечеринку. Прогулка по Киеву в зависимости от модели автомобиля обойдется от 450 до 650 грн / ч, а стоимость трансфера Киев — Борисполь — 550 грн. Кроме того, можно заработать на съемках клипа или рекламного ролика.Бытует мнение, если приобрести антикварный автомобиль, представляющий историческую ценность, то с годами его стоимость увеличивается не хуже, чем у хорошего вина. Коллекционер Игорь Кондратюк (полный тезка известного телеведущего, продюсера и шоумена) не разделяет эту точку зрения. Через его руки прошел добрый десяток раритетов, но двухместная тарга Bertone X1 / 9 — «звезда первой величины». Объем вложений в автомобиль более чем вдвое, превысил цену, которую за него готовы заплатить другие коллекционеры.Игорь приобрел спорткар в 2004 г. — тогда не было отбоя от желающих заплатить двойную цену за авто, в котором целым был только кузов, но и тот требовал покраски. «В течение реставрации за автомобиль предлагали два-три номинала от вложенных средств», — рассказал он. Позже объем вложений достиг примерно $ 20 тыс., автомобиль претерпел серьезный тюнинг, пришлось заменить родные коробку передач и двигатель на более мощные, усилить тормозную систему. Но грянул кризис, и вслед за ним исчезли охочие до ретроавтомобилей покупатели. На осенней выставке Retro & Exotica Motor Show в 2011 г. за раритет предлагали $ 8 тыс., но даже за такие деньги коллекционер не расстанется со своей любимицей.
Источник вдохновения
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко коллекционирует более привычные предметы старины, в первую очередь картины и брозовые скульптуры. Он приобретает их на слетах коллекционеров или напрямую у дилеров, которые осуществляют скупку у населения. Это выгоднее, чем в антикварных салонах: с учетом накруток цены в них могут быть в три-четыре раза выше.
«Если покупать не на Sotheby»s по мировым ценам, а напрямую у владельцев, инвестиции в искусство становятся заведомо оправданными, — считает Назаренко. — Однако автомобиль очень специфический и, если хотите, скоропортящийся предмет коллекционирования». В самом деле, в отличие от картин и скульптур, машину нужно постоянно поддерживать в исправном техническом состоянии и периодически выводить на прогулки. Кстати, в 1990‑е гг. Назаренко совершенно случайно посчастливилось увидеть на улицах Канева Willis и тут же его приобрести за смешные для такого автомобиля несколько тысяч долларов.«Иногда приобретение ретроавто — чисто имиджевый капитал», — уверяет эксперт и приводит в пример Верку Сердючку. Шоумен Андрей Данилко недавно на аукционе в Бирмингеме приобрел легендарный Rolls-Royce Фредди Меркьюри. На этом автомобиле лидер группы Queen ездил практически до своей смерти в ноябре 1991 г. Примерно по той же схеме действуют многие меценаты, которые тратят деньги на благотворительность и тем самым привлекают к себе внимание общественности.Между тем Александр, неожиданно ставший обладателем уникального кабриолета Horch 853A, теперь активный участник ретродвижения. Он принимает участие в выставках, несколько раз ездил на слеты в Европу и даже снялся в кино, где сыграл роль водителя офицера немецкой разведки.