Невзирая на сезон продаж, европейские и американские поставщики сбрасывают цены на полимерное сырье — поливинилхлорид (ПВХ) — для покупателей СНГ вслед за удешевлением продукта, из которого его получают, — этилена. Об этом рассказал «Капиталу» руководитель направления «Мониторинг» аналитической компании «Маркет репорт» Сергей Карайченцев. Так, в настоящее время ПВХ суспензионный предлагается покупателям из этого региона по € 770‑810 за 1 т. Еще в августе цены составляли € 780‑835.
Несколько снизилась стоимость и американского ПВХ на нашем рынке. По данным «Маркет репорт», в прошлом месяце она составляла в портах Украины $ 1050‑1070 за 1 т, в текущем — $ 1030‑1050. Доступность и относительная дешевизна ПВХ-смолы из США уже второй год подряд обуславливает лидерство американских компаний в поставках в Украину. Например, по итогам 7 месяцев этого года наибольшая доля импорта пришлась на компанию Oxyvinyls — 33 % в общей структуре импорта ПВХ. Еще в 2012 г. лидером поставок ПВХ в Украину была польская Anwil концерна Orlen.
Нефть потянула ПВХ вниз
«Причина снижения — удешевление этилена вслед за падением котировок нефти. В августе его цена снизилась на € 15 за 1 т, в сентябре — на € 55. В результате себестоимость производства ПВХ сократилась на € 27,5 за 1 т», — говорит Сергей Карайченцев. При этом поставщики долго не хотели снижать цены на ПВХ-смолу, но в сентябре вынуждены были это сделать, говорит эксперт.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказал «Капиталу», что цены на нефть этим летом действительно снизились, правда, незначительно. «Если в феврале-марте они держались на отметке $ 110‑115 за баррель марки Брент, то с конца мая проседание достигло уровня $ 100‑105», — говорит эксперт. Последние две недели стоимость нефти колеблется в пределах $ 105‑107 за баррель. Марунич объясняет снижение стоимости нефтяного сырья именно этой понижательной тенденцией. По мнению эксперта, она связана с охлаждением экономики крупнейшего импортера нефти — Китая, а также с продолжающейся рецессией европейской экономики. Ослабление спроса этих покупателей обусловило откат цен на нефть, считает Марунич. Но в дальнейшем он не видит предпосылок для удешевления нефти. «Мы не ожидаем резкого снижения или повышения стоимости нефти, скорее всего, ресурс до конца текущего года будет находиться в нынешнем ценовом коридоре», — говорит эксперт.
Дешевых окон не будет
Тем не менее, удешевление импортной ПВХ-смолы пока что не сказалось на закупочных ценах продукта в Украине, заявил «Капиталу» директор компании ООО «Алюпласт Украина» Валерий Лыхвар, по крайней мере в его компании не почувствовали удешевления сырья. «Очевидно, колебания курса валют и обесценивание гривни «съели» возможный эффект от снижения стоимости сырья», — сказал он. По предположениям Лыхваря, некоторое уменьшение стоимости марки ПВХ-С в Украине может состояться в октябре. «Но и в этом случае удешевление не будет основательным — не более 2‑3 %. Лишь в декабре, в завершение сезона, мы ожидаем снижение стоимости продукта на 5‑6 %», — сказал руководитель «Алюпласт Украина». Это значит, что потребителям изделий из ПВХ — профилей, труб, кабелей — не стоит ожидать снижения цен на эту продукцию, считают эксперты и игроки рынка.
Ротация игроков
Директор компании «Проминвест ПЛАСТИК» Игорь Карпов (экспортирует львиную долю производимой пластиковой продукции в Россию) акцентировал внимание на том, что сейчас рынок ПВХ-изделий претерпевает существенную ротацию игроков. Многие компании покидают страну или закрывают свой бизнес здесь, так как он подвергается большим рискам в связи с нестабильностью курса валют. Кроме того, произошел существенный спад потребления конечного продукта. «По нашим оценкам, спрос на ПВХ-профили в Украине снизился с начала года на 30‑40 %. Когда война, у потребителей нет желания вкладывать средства в окна», — говорит Лыхвар. На эту тенденцию указали «Капиталу» и другие компании. «Реализация нашей продукции упала более чем в два раза», — отметил Игорь Карпов. По его наблюдениям, на рынке ПВХ-продукции происходят серьезные изменения. «Те компании, которые переживут зиму, останутся работать на рынке. Остальных ждет поглощение более сильными игроками», — полагает производитель.