На заседании Кабмина в прошлую пятницу пропрезидентская сторона и правительственная впервые достигли компромиса в вопросе 3G. Первая ранее настаивала на одновременной выдаче трех лицензий на стандарт UMTS трем операторам, а вторая — выдаче только одной лицензии в этом году, а остальных — до 2018 г.
Стороны договорились, что в этом году все‑таки будут выданы три лицензии, а конверсия (освобождение радиочастот от средств связи военных) стоимостью 1,6 млрд грн будет профинансирована за счет операторов, а не из бюджета. Об этом «Капиталу» сообщили преставители двух противоположных лагерей в вопрсе 3G. Теперь Кабмин окончательно примет постановление, как только Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации согласует текст условий тендеров со всеми задействованными структурами. Об этом «Капиталу» сообщил эксперт по вопросам телекоммуникаций Андрей Бургомистренко, который является советником министра Кабмина Остапа Семерака в этой сфере. «Настрой был и остается сделать все быстро», — подчеркнул он. «В течение трех дней мы должны подготовить условия (то есть к среде. — «Капитал»)», — сказал член НКРСИ Виктор Мазур.
Дороже, чем планировалось
В ответе за обеспечение конкуренции на конкурсе будет НКРСИ. Нужно сказать, что по сравнению с прежними условия несколько поменялись. Кабмин опасался, что между тремя операторами возможен сговор при одновременной выдаче сразу трех лицензий. Поэтому на заседании было принято решение, что цена лицензии будет составлять 2 млрд грн, так как в общей сложности правительство хочет собрать в бюджет 6 млрд. Об этом сообщила эксперт по вопросам телекоммуникаций Елена Минич, присутствовавшая на заседании Кабмина. Таким образом, в общей сложности с учетом затрат на конверсию каждая компания должна будет заплатить только за доступ к 3G 2,53 млрд грн. Глава Интернет ассоциации Украины Татьяна Попова добавляет, что в условиях также будут прописаны сроки покрытия территории, а инвестиции в сеть, по ее подсчетам, должны составить 10 млрд грн за три года.
Общая сумма в несколько раз превышает ту, на которую рассчитывали изначально компании. Директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар» Андрей Осадчук говорил, что компания готова потратить 1 млрд грн на все затраты по лицензии. Такую же сумму назвал в четверг справедливой и гендиректор «МТС Украина» Иван Золочевский. «Можно очень дорого купить права, но не останется денег на автомобиль», — подчеркнул он. Отметим, что операторы неоднократно предупреждали, что если им придется существенно потратиться на конкурсе, цены на мобильный интернет, да и на связь в целом, будут немаленькие, чтобы хоть как‑то отбить вложенное. В неофициальных беседах с «Капиталом» представители крупных мобильных операторов опасаются того, что акционеры вообще могут посчитать инвестиции в Украину рискованными, не говоря уже о таких суммах. Минич говорит, что расчет цены лицензии происходил по принципу выведения средней цены за 1 МГц спектра в соседних с Украиной странах и умножался на коэффициент населения. Но при этом не учитывались внутренние риски и показатель ВВП.
Эксклюзивные ограничения
Нельзя исключить сценарий, что даже если НКРСИ выпишет условия на 3 лицензии, по факту все равно будет выдана одна. Андрей Бургомистренко отмечает, что в финальном документе будут прописаны «некоторые ограничения по защите национальных интересов». Их суть он называет конфиденциальной информацией.
Сразу несколько членов НКРСИ сообщили «Капиталу» в воскресенье (Виктор Мазур и Александр Скляров), что премьер-министр Арсений Яценюк на совещании пожелал включить норму о недопуске к конкурсу компаний с российским капиталом. «Планируется не допустить компании, у которых более 50 % акций принадлежат российским компаниям», — добавила Татьяна Попова.
Такую версию подогревают свежие публичные высказывания премьер-министра Арсения Яценюка по 3G тендеру. «И для того, чтобы демонополизировать этот рынок, я готов даже за 1 гривню отдать одну лицензию, чтобы не было российской монополии и чтобы сюда пришли настоящие европейские компании, которые будут конкурировать. Чтобы услуга была по качеству лучше, а по цене дешевле», — подчеркнул он.
Все три крупнейших мобильных оператора «Киевстар», life:) и МТС имеют российские корни, но под предложенные санкции подпадает только одна. 100 % инвестиций из России имеет «МТС Украина». Это «дочка» российского МТС. «Киевстар» входит в международный холдинг Vimpelcom, крупнейшую долю в котором (47,85 % голосующих акций) контролирует «Альфа Груп» (Россия). Life:) принадлежит СКМ (Украина, 44 %) и Turkcell (Турция, 56 %). Но в турецком холдинге «Альфа Груп» — миноритарий (13,2 %). Стоит также добавить, что среди претендентов на лицензии есть крупнейший CDMA оператор «Интертелеком», из акционеров которого вышел гражданин России Илья Казмалы. Теперь 51 % компании контролируют частные лица — украинцы, а 49 % — кипрский офшор Odinaco Ltd.
Тайные встречи
Сразу несколько собеседников «Капитала» утверждают, что представители Кабмина проводили предварительную встречу с делегатами от турецкого мажоритарного акционера в life:) (ООО «Астелит») — Turkcell. На ней также обсуждался вопрос о цене лицензии, и акционеры заявили о готовности выложить за нее 2 млрд грн в обмен на эксклюзивность. Впоследствии турки и СКМ могли бы перепродать актив совместно с 2G лицензией, чтобы выйти из игры. «К сожалению, у нас нет комментария на ваши вопросы на данном этапе», — сообщила «Капиталу» представитель отдела по международным коммуникациям Turkcell Ханде Асик, отвечая на вопрос об итогах украинской встречи. Бургомистренко также предпочел эту информацию никак не комментировать.
Может появиться и новый претендент. Как ранее сообщал «Капитал», чтобы не допустить монополии связанных с Россией компаний на украинском рынке, одна из лицензий может быть выдана и некоему новому игроку, которого будет контролировать государство.