Економіка

сигналы

Инфляция оставляет производителей без покупателя. Эксперты корректируют прогнозы

Инфляция оставляет производителей без покупателя
Фото: Reuters

Потребительские цены в Украине повысились по итогам августа на 14,2 % в годовом исчислении, сообщает Государственная служба статистики. Однако это еще не предел. Еще в июле консенсус-прогноз «Капитала», основанный на ожиданиях 11 ведущих международных организаций, исследовательских центров, банков и инвесткомпаний, обещал, что по итогам года инфляция составит 16,4 %. Однако теперь многие пересматривают свои прогнозы в сторону ухудшения — вплоть до 20 %.

Коррективы в экспертные расчеты внесла августовская девальвация нацвалюты. До сих пор ожидать продолжения роста цен в последние месяцы года заставлял отложенный эффект от повышения жилищно-коммунальных тарифов. Но увеличение тарифов на отопление на 40 % в июле не успело отразиться на летней статистике из‑за смещенного графика оплаты за услуги населением. В показателях инфляции оно будет учтено с начала отопительного сезона. Впрочем, это уже было заложено экономистами в прогноз на уровне 16,4 %.

По словам руководителя аналитического департамента SP Advisors Виталия Ваврищука, цены до августа не успели в полной мере отра­зить глубину падения курса (соразмерно подорожали лишь транспортные средства, топливо, лекарства и отдельные продукты питания). А после августовского обесценивания гривни на 14 % — до 13,80‑13,95 UAH / USD на момент закрытия межбанка 28 августа, которое довело девальвацию с начала года до 67 %, — цены стали расти еще стремительнее.

«Мы готовимся пересматривать наш августовский прогноз по инфляции на конец года с 17 % до 18‑19 %», — говорит старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Правда, это при условии, что падение гривни прекратится и к концу года курс стабилизируется на уровне не ниже 13,50 UAH / USD. В отчете по итогам первого пересмотра кредитной программы эксперты Международного валютного фонда прогнозируют инфляцию на уровне 19 % при курсе 12,50 UAH / USD в декабре. Это совпадает и с правительственными ожиданиями. По оценкам министра финансов Александра Шлапака, инфляция в 2014 г. ускорится до 19‑20 % при возвращении курса на отметку 12,50 UAH / USD.

Августовский взлет цен одновременно с прекращением роста доходов и увеличением расходов на ЖКХ подорвал покупательские возможности населения. Согласно опросу, проводившемуся компанией GfK Ukraine, в июле у украинцев обострились страхи безработицы. Индекс ожидаемой динамики безработицы составил 147,9 баллов по 200‑балльной шкале. Еще год назад подобные опасения мучали украинцев намного меньше — индекс в июле прошлого года составлял 136,2.

Усилились также инфляционные и девальвационные ожидания (185,9 и 125,7 пунктов соответственно). Из-за этого, объясняют аналитики компании, существенно ухудшился индекс ожидаемых изменений личного материального состояния (63,5 против 96,2 год назад) и индекс целесообразности совершения крупных покупок (62,1 против 88,0). По итогам августа настроения населения могут оказаться еще более пессимистичными. Если исходить из августовского опроса той же компанией, 88 % украинцев называют состояние отечественной экономики плохим, что на фоне высокой не­определенности относительно будущего страны мало способствует активному шопингу.

С одной стороны, это благоприятно сказывается на экономике за счет снижения импорта. За семь месяцев ввоз товаров в страну уменьшился на 19,5 %. Согласно оценкам МВФ, по итогам года он сократится на 21,4 %. Но с другой — снижение спроса также наносит экономике вред, подрывая продажи продукции отечественных производителей. В целом в январе-июле оборот розничной торговли, в котором соотношение отечественной продукции к импортной, по словам Жолудя, составляет 60 % к 40 %, сократился на 1 %, хотя в те же месяцы прошлого года он вырос на 10,4 %. По итогам года его спад достигнет 8 %, опередив даже спад экономики в целом, подсчитал экономист.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама