Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) до 14 апреля надеется получить от госорганов согласованный проект положения по предоставлению услуги и мобильного номера (MNP). Об этом «Капиталу» сообщило несколько представителей ведомства. На заседании от 11 апреля член комиссии Игорь Сиротенко открыто подчеркнул, что необходимые для запуска услуги документы будут приняты «очень скоро».
Проект соответствующего положения НКРСИ приняла еще 28 февраля, но оно до сих пор не согласовано с несколькими ведомствами. По данным главы ассоциации операторов связи «Телас» Леонида Ошерова, речь идет о Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, Государственной службе по вопросам защиты персональных данных и Антимонопольном комитете. Представитель пресс-службы Госпредпринимательства сообщил, что ведомство отправило в НКРСИ письмо о необходимости доработки документа, но усовершенствованного варианта так и не получило. Первый заместитель главы АМКУ Рафаэль Кузьмин обещает, что его ведомство даст добро в ближайшее время. Правила MNP включают механизм выбора оператора базы данных перенесенных номеров, который автоматически займет монопольное положение на рынке. Но пока не принято решение о том, как именно он должен выбираться, пояснил Кузьмин.
По информации одного чиновника, процесс запуска MNP застопорили сами сотовые компании, написав кляузы в госорганы. «Документ, регламентирующий предоставление MNP, нужно полностью переделывать», — полагает директор по маркетингу компании «МТС Украина» Святослав Горбань. По его оценкам, на это могут уйти месяцы. Директор департамента регуляторно-правового обеспечения «Киевстара» Андрей Осадчук добавляет, что администратором услуги должна быть не сторонняя компания, как предлагает НКРСИ, а консорциум, состоящий из представителей всех операторов мобильной связи. Последних не устраивает также выбранная комиссией система идентификации абонента. Нынешняя редакция положения предусматривает возможность перенесения номера с помощью SMS. «А если телефон абонента украдут? Нужно, чтобы процедура осуществлялась только по письменному заявлению абонента», — считает Горбань.
Неофициально участники рынка признаются, что главная их претензия вызвана необходимостью финансировать MNP из собственного кармана. По подсчетам менеджера одного из мобильных операторов, только запуск сервиса обойдется в $ 10 млн. Кроме того, операторы вынуждены будут платить администратору за каждый «перенесенный» номер. «Этой услугой воспользуется не более 2 % абонентов. Неужели из‑за этого мы должны нести такие затраты?» — возмущен источник в одном из операторов.
НКРСИ рассчитывает, что MNP начнет работать к 30 ноября. Но продолжающееся согласование документа может отодвинуть этот срок на неопределенное время. Представитель «Телас» считает, что украинские мобильные операторы смогут начать предоставление услуги не раньше, чем в ноябре 2014 г., так как в текущем году они не успевают подготовить техническую базу. Только на это необходимо не менее полугода, и только после согласования всех документов, уверял ранее Томас Кершоу, старший вице-президент компании Telcordaia, продающей решения для MNP. Скорее стоит рассчитывать на то, что этот сервис может быть введен в течение года, полагает эксперт.
Представители Нацкомиссии уверяют, что заминка с принятием нормативных документов на сроках никак не скажется. Даже если регулятор в ближайшее время примет нынешнюю редакцию документа, у операторов останутся рычаги влияния, предупреждает Святослав Горбань: «Если операторы не будут технически готовы — а сейчас это так и есть, — услуга не будет предоставляться». Впрочем, управляющий партнер ЮК «Юскутум» Артем Афян считает, что НКРСИ может попросить поддержки у Кабмина, в случае если госорганы и дальше будут ставить палки в колеса.