Фінанси

межбанк

Крупнейшие банки страны смогут выиграть от девальвации гривни

Крупнейшие банки страны смогут выиграть от девальвации гривни
Фото: Евгений Мусиенко

Уже на этой неделе на межбанковском рынке могут появиться маркет-мейкеры. «В Украину приехала специальная миссия МВФ, которая обсуждает технические моменты создания института маркет-мейкеров. Как только мы все согласуем с МВФ, институт будет запущен. Надеюсь это произойдет в течение недели-двух», — заявила неделю назад председатель Нацбанка Валерия Гонтарева.

Необходимость такой меры Нацбанк объяснил резким уменьшением ликвидности межбанковского рынка. В августе объем операций с безналичной иностранной валютой на межбанковском валютном рынке Украины составил $ 16 млрд. Это на $ 426 млн меньше, чем месяцем ранее. А с апреля объемы торгов упали в пять раз.

Если в I квартале за день банки заключали сделок на $ 1,2‑1,3 млрд, то сегодня объем межбанка в день составляет $ 200‑300 млн. Причина — 0,5 % сбор в Пенсионный фонд от суммы покупки валюты. Такие маленькие объемы торгов приводят к тому, что даже сделка на небольшую сумму резко меняет курс нацвалюты. Валерия Гонтарева вспоминает случай, когда сделка на $ 50 тыс. понизила официальный курс гривни.

Узкое место

15 банков маркет-мейкеров будут держать твердые котировки на большие суммы с очень узким спредом, рассказала Гонтарева. Претендовать на эту позицию могут лишь самые крупные финансовые учреждения страны, имеющие средний ежедневный размер клиентских операций не менее $ 10 млн. Об объемах операций каждой финструктуры НБУ не отчитывается. Но в первом полугодии больше всего заработали от продажи валюты ПриватБанк — 1,7 млрд грн, Проминвестбанк — 885 млн грн и Укргазбанк — 420 млн грн (см. таблицу). В число избранных банков попал и Ситибанк Украина, заместитель председателя правления которого Владислав Сочинский помогал регулятору разрабатывать детали нового механизма.

Банк маркет-мейкер обязан продавать и покупать у другого банка маркет-мейкера валюту с разницей между ценой покупки и предложения (спредом) в полкопейки при объеме сделки в $ 1 млн, и спредом в одну копейку при объеме в $ 3 млн. Для гривни это очень мало. «Посмотрите, как торгуется евро / доллар или рубль / доллар. Спред между ценой покупки и продажи — восьмой или четвертый знак после запятой. А гривня торгуется с 50 копеек разницы», — говорит Сочинский.

Несмотря на невысокий спред, банки с радостью возьмутся выполнять функцию маркет-мейкеров. Регулятор разрешит им находиться в так называемой длинной валютной позиции в объеме 5 %. Это значит, что активы финучреждения в валюте смогут превышать его валютные обязательства. Если активы банка надежные, он будет выигрывать от девальвации гривни. Сейчас же большинство финучреждений находятся в короткой валютной позиции из‑за нормативных требований НБУ и теряют деньги от переоценки валюты. «Банк, который станет маркет-мейкером, с одной стороны, получит жесткий спред, по которому будет обязан закрывать клиентов, но с другой — получает расширенную валютную позицию с которой он сможет работать, а также возможность привлечения овернайтов от НБУ при необходимости. Что, безусловно, позитивно может сказаться на ликвидности банка», — отметил казначей банка «Национальный кредит» Олег Зоренко.

По замыслу регулятора держать котировки с узким спредом маркет-мейкеры должны будут только во время сессии так называемых твердых котировок, с 11:00 до 11:30. Сегодня именно в это время Нацбанк начинает собирать заявки при проведении интервенции. Когда новый механизм заработает, регулятор начнет проводить интервенции исключительно через банки маркет-мейкеры.

Палка в колесе

Важным вопросом остаются лимиты маркет-мейкеров на работу с другими банками. Дело в том, что крупные финструктуры имеют установленные лимиты на работу с другими более мелкими игроками. Таким образом, если банк второй, третьей или четвертой группы захочет выйти на торги, чтобы удовлетворить заявки своих клиентов импортеров или экспортеров, ему могут отказать ввиду того, что он не входит в лимит маркет-мейкера. «Это вынудит финучреждение перекупать валюту у других банков и, конечно же, по завышенной цене, что явно не будет способствовать стабилизации курса гривни», — предупреждает Зоренко. Целесообразно, по словам банкира, было бы обязать маркет-мейкеров работать со всеми банками, которые к нему обращаются, а не только с теми, с кем у них открыты лимиты. «Тогда условия действительно будут справедливыми и данное нововведение НБУ сможет развернуть тенденцию курсообразования в положительное для страны русло», — считает Зоренко.

Еще одна проблема, которая может возникнуть — где брать доллар для продажи. Ведь валютная выручка экспортеров часто остается за границей. «Мы можем искать валютную выручку здесь в банках, но найти ее сможем только на швейцарских трейдерах. Без закона о трансфертном ценообразовании сюда валютную выручку не заводят», — признала Гонтарева. Поэтому подкреплять маркет-мейкеров валютой, скорее всего, придется самому Нацбанку. Не исключено, что за счет средств Международного валютного фонда. «В условиях дефицита валюты непонятно, как закрывать позицию самому маркет-мейкеру, если Нацбанк не будет помогать. Нужны гарантии НБУ, что он закроет короткую позицию в условиях нехватки валютной ликвидности», — говорит главный дилер Укрсоцбанка (UniCredit Bank) Сергей Булгаков.

Часть экспертов с недоверием относятся к идее создать такой институт на межбанке. В современных условиях сохранения фундаментальных структурных дисбалансов и разрыва в объемах спроса и предложения валюты на рынке внедрение института маркет-мейкеров не добавит предложения валюты и не устранит перекосы, считает директор казначейства Райффайзен Банка Аваль Владимир Кравченко. Напротив, по его словам, данная система «обнажит реальный рыночный кризисный курс, сформированный паническими настроениями рынка». «Так или иначе неудовлетворенный спрос на валюту в конечном итоге перекочует к «кредитору в последней инстанции», а он едва ли настроен безоглядно расходовать резервы на интервенции», — уверен Кравченко. Для внедрения же полноценной системы маркет-мейкеров необходимо дождаться успокоения рынка и внести необходимые изменения в регуляторную базу, например, предусмотреть эффективный механизм рефинансирования маркет-мейкеров.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама