Фінанси

банки

Кредитование торговли выросло на 59 %. Это единственный сектор экономики, который готовы финансировать

За первое полугодие объем кредитования банками украинских предприятий вырос всего на 3 % (или 17,6 млрд грн) — до 623 млрд грн, сообщил НБУ. Львиную долю прироста обеспечили займы сектору розничной торговли: финансирование увеличилось на 58,5 % (или на 16,2 млрд грн) — до 43,9 млрд грн. Второе и третье места по приросту кредитов заняли сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Наибольшее сокращение кредитования произошло в январе-июне в таких отраслях, как торговля автомобилями, научная деятельность и услуги доставки товаров. Кредитование машин за этот период снизилось на 47 % — до 9 млрд грн.

Представители потребительских рынков — самые желанные заемщики в финансовых учреждениях. Они способны генерировать денежный поток, поэтому могут рассчитывать на банковские займы. «Лучше других себя чувствуют бизнесы, зарабатывающие на продаже товаров первой необходимости», — говорит первый зампред правления Банка Контракт Павел Крапивин. Поэтому розничные сети, которые концентрируются на продаже продуктов питания, лекарств и бытовой химии чаще других получают заемные средства. «В стране наблюдается рецессия. Согласно официальной статистике, доходы населения и заработная плата хотя и растут, но покупательная способность особо не увеличивается. Розничная торговля — это единственный сектор, где наблюдался реальный рост за последний год», — отметил старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Самыми востребованными со стороны розни­цы являются кредиты сроком менее года с целевым использование — на пополнение оборотных средств. Эти займы характеризуются довольно высокими ставками. По данным компании «Простобанк Консалтинг», средняя ставка по кредитам юрлицам сегодня составляет около 20 %. Учитывая, что в конце прошлого года многие банки привлекали вклады населения на короткие сроки по высокой стоимости, финструктуры заинтересованы в надежных заемщиках, которым нужны краткосрочные кредиты.

Торговые предприятия характеризуются устойчивым финансовым положением и рентабельной деятельностью, подтверждает директор по корпоративному бизнесу Надра Банка Татьяна Кононова. Рост ритейлеров, который наблюдается последние годы, будет и дальше привлекать внимание банков, считает эксперт.

Основные заемщики — небольшие сети. В этом году банковское финансирование получили MTI (сеть «Интертоп», Plato, Geox, Ecco), компании «Руш» (сеть Eva) и «Омега» (сеть Varus). Суммы и условия в компаниях не уточняют. К примеру, ПриватБанк открыл кредитную линию компании «Фармастор», которая владеет сетью аптек под маркой «Аптека доброго дня». Аптека получила овердрафт на сумму более 5 млн грн. Кроме пополнения оборотных средств, деньги могут быть использованы на расширение сети аптек.

По словам пресс-секретаря ПриватБанка Олега Серги, финучреждение планирует выделить на кредитование малого и среднего бизнеса 10 млрд грн до конца этого года.

Крупные операторы, такие как Auсhan и Rewe Group (сеть Billa), как правило, получают финансирование из‑за рубежа по более низкой стоимости. Еще одним источником средств для них являются международные финансовые организации. В феврале Европейский банк реконструкции и развития выделил $ 50 млн компании «Новус Украина». Эти средства планируется вложить в строительство семи новых магазинов до конца 2015 г.

Лидером по объемам выданных займов бизнесу стал ПриватБанк. Он профинансировал предприятия на 8,8 млрд грн. Второе место — у Дельта Банка с приростом 4,5 млрд грн. «Это увеличение не органическое, а связано с покупкой Кредитпромбанка. Доля фининститута в кредитовании юрлиц осталась на прежнем уровне», — рассказал зампред совета директоров Дельта Банка Евгений Плотица. По словам банкира, пожелавшего остаться неназванным, в первом полугодии также активно кредитовали юрлиц VAB Банк и банк «Финансовая инициатива», которые финансировали торговые сети, принадлежащие их акционерам.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама