Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания назначил внеплановые проверки 24 телерадиокомпаниям, которые получили лицензию на вещание в цифровой сети «Зеонбуд». Такое решение Нацсовет принял на вчерашнем своем заседании. Мониторинг, который провел аппарат ведомства, зафиксировал, что только четыре телеканала из 28 полностью выполняют лицензионные условия и транслируют рекламно-информационные ролики о переходе на цифровое вещание в полном объеме — 5 минут в сутки, сообщил глава Нацсовета Владимир Манжосов.
В список «нарушителей» попали телеканалы больших украинских медиагрупп — «1+1 медиа», «Медиа Группа Украина», StarLightMedia и U.A.Inter Media Group.«Мы неоднократно указывали на нарушения. Мало того, даже письменно обращались к представителям телеканалов с просьбой возобновить трансляцию роликов, однако на наши замечания они не отреагировали», — добавил Манжосов. Представители телеканалов говорят, что они придерживаются лицусловий и транслируют рекламу цифрового телевидения в полном объеме.
Сам факт назначения внеплановых проверок не означает наличия нарушений со стороны каналов, говорит директор юридического департамента «1+1 медиа» Татьяна Смирнова. По ее словам, телекомпании группы «1+1 медиа», имеющие лицензию на цифровое вещание, в полном объеме транслируют ролики социальной рекламы ООО «Зеонбуд». «График выходов рекламы был официально согласован и осуществляется в соответствии с договоренностями», — добавила Смирнова. Руководитель отдела корпоративных отношений медиа-группы «Украина» Марианна Конина также сообщила, что их каналы вещают рекламу «цифры» по всем правилам. Ответ на запрос «Капитала» по этому поводу в компании «Зеонбуд» не смогли предоставить.
Манжосов объясняет это следующим образом: зафиксированные нарушения не означают то, что телеканалы вообще не анонсируют переход на цифровое вещание. Некоторые вещатели, по его словам, не придерживаются временной нормы. «Они показывают эту рекламу кто как хочет: кто один раз прокручивает ролик, кто — два. Есть такие телеканалы, которым до 5‑минутной нормы не хватает 20 секунд», — отметил глава Нацсовета.
Один рекламный ролик, анонсирующий переход Украины от аналогового на цифровое вещание, длится 40 секунд. Таким образом, телеканал его должен «прокрутить» его минимум восемь раз в сутки, чтобы к нему не было претензий со стороны регулятора. По данным участников рынка, 40 с рекламного времени на телеканале стоит примерно 60‑80 тыс. грн, в зависимости от время трансляции. Тогда как рекламу «Зеонбуда» нужно «крутить» бесплатно, поскольку она является социальной.
«Отсутствие рекламы является одной из причин замедления процесса перехода к новому формату вещания», — говорит поставщик ТВ-приставок, пожелавший остаться неназванным. По его сведениям, в І квартале 2013 г. наблюдалось значительное снижение продаж цифровых сет-топ-боксов — в 2‑2,5 раза по сравнению с концом 2012 г. Ранее директор компании «Зеонбуд» Виктор Галич заявлял, что в прошлом году продавалось примерно 100‑120 тыс. приставок в месяц. Согласно результатам исследования, заказанного украинскими телеканалами в компании GfK Ukraine, «цифру» на конец марта 2013 г. смотрели лишь 5,8 % от общего количества украинских домохозяйств — около 1 млн. Отметим, что согласно международному соглашению Женева-2006 Украина должна перейти от аналогового вещания к цифровому в 2015 г. Эфирным вещанием в 2012 г. пользовались 7,6 млн домохозяйств, по данным компании SES.
Телеканалы называют рекламу о переходе на «цифру» малоэффективной. «В рекламе для населения они рассказывают, что есть «цифра», а о том, что не будет аналога, молчат», — ранее рассказывал «Капиталу» директор департамента развития сети и филиалов телеканала СТБ (входит в группу телеканалов StarLightMedia) Геннадий Кизима. Однако, как отмечает член Нацсовета Лариса Мудрак, регулятор не может влиять на информационное содержание ролика «Зеонбуда». «Это должно решаться на уровне договоренностей телеканалов и компании «Зеонбуд», — рассказала она.