До конца этого года испанская компания Mango MNG Holding, S.l.U. намерена открыть собственные магазины Mango в Украине, рассказали «Капиталу» два консультанта по коммерческой недвижимости и один девелопер. По их данным, для этого ритейлер планирует зарегистрировать компанию «Манго Украина». «Они намерены открыть флагманский магазин площадью около 1 тыс. кв. м. В каком торговом центре — пока неизвестно», — говорит консультант. Руководитель проектов столичной консалтинговой компании подтвердил, что Mango ведет с ними переговоры о возможном открытии магазина в торгово-развлекательном центре Ocean Plaza. Сейчас в Украине сеть Mango работает по франчайзингу, ее развивает компания «Арго Трейдинг Лтд.».
По словам руководителя проектов консалтинговой компании UTG Сергея Заики, в текущем году первый собственный магазин в Украине открыли сети LC Waikiki, Collezione с центральным офисом в Турции. Зашел также Camper с офисом на Майорке. Если турецкие сети вышли в Украину впервые, то сеть Camper ранее развивал здесь ритейлер MTI. «Наблюдается зарождение тенденции по самостоятельному выходу некоторых сетей на украинский рынок, а не через франчайзинговых партнеров», — говорит директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Наталья Кравец.
Бренды хотят большего
Количество торговых центров нового поколения растет, что привлекает ритейлеров, говорит Наталья Кравец. «Им интересно открыть магазины сразу в нескольких высококачественных объектах», — говорит она. И добавляет, что многие сети следят за ситуацией в Украине на протяжении последних трех-пяти лет. По данным компании UTG, в первом полугодии в Киеве открылось два торговых центра — «Полярный» и «Мармелад» суммарной площадью, сдаваемой в аренду, 13,6 тыс. кв. м. До конца текущего года свои двери откроют еще шесть объектов суммарной площадью, сдаваемой в аренду, 193,6 тыс. кв. м.
Некоторые владельцы брендов недовольны темпами развития сети их франчайзи. Замдиректора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CB Richard Ellis Вадим Зинченко объясняет, что при подписании соглашения между сторонами украинский бизнесмен может пообещать открыть 15‑20 магазинов в Украине за три-пять лет. Однако реальные темпы развития в разы отличаются от заявленных планов. «Сети предполагают, что они будут работать лучше франчайзи. Поэтому хотят сами открывать магазины», — говорит эксперт.
Совладелец компании Maratex Дмитрий Ермоленко говорит, что подписание договора с маркой — это большой риск, поскольку ритейлер не знает, каким образом рынок воспримет новую сеть и будет ли она успешна. Те магазины, которые не показывают запланированной прибыли, франчайзи не стремится активно развивать.
Некоторые франчайзи устанавливают наценки на свою продукцию на уровне 300‑500 %, говорит Вадим Зинченко. «Таким образом, товары определенного бренда попадают в другую ценовую категорию», — говорит он. И добавляет, что следить за ценами в магазинах должны собственники торговых марок (что часто прописано в договорах), однако многие этим пренебрегают.
Выгоды управляющих
Девелоперы предпочитают работать с владельцами брендов, а не с франчайзи, говорит руководитель департамента аренды девелоперской компании «Иммошан Украина» (входит в Auchan Group) Илья Сажин. Он говорит, что сети готовы платить за аренду помещения в торговых центрах больше, а также выделять более значительные средства на продвижение бренда. По его словам, рано или поздно сети будут выходить в Украину самостоятельно. «Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми иностранными операторами, которые заинтересованы открыть магазины в нашей стране», — заявил Сажин.
Это подтверждает и Сергей Заика, по словам которого, сейчас UTG ведет переговоры с турецкими и российскими сетями. Партнер консалтинговой компании «Эллис» Александр Ланецкий считает, что в первую очередь на украинский рынок выйдут лидеры своих стран, которые известны нашему потребителю. Поэтому украинским франчайзи, по его прогнозам, останутся менее популярные бренды.