Вчера истек установленный срок, когда Кабинет министров должен был в соответствии с Бюджетным кодексом подать первый проект бюджета на 2015 г. Премьер-министр Арсений Яценюк проект подготовил (есть в распоряжении «Капитала»), однако документ в парламент так и не поступил. Причина — в его нынешней версии не учтены ни налоговая реформа, ни реформа по бюджетной децентрализации. «Совместная позиция всего состава Кабинета министров — что на действующей базе налогообложения и без проведения налоговой реформы, реформы единого социального взноса и бюджетной реформы, правительство не будет подавать бюджет (проект госбюджета. — «Капитал»), так как это будет бюджет экономического падения», — заявил Яценюк, открывая заседание правительства в понедельник. Премьер также обратился к народным депутатам с призывом безотлагательно рассмотреть пакет необходимых реформ во вторник, 16 сентября, чтобы правительство затем смогло в тот же день подать на утверждение парламенту альтернативный проект бюджета с учетом реформ, который уже также разработан.
Инфляционный налог
Впрочем, и без учета последних реформ основной проект госбюджета-2015 нуждался в доработке, поскольку уже сейчас бросается в глаза его нереалистичность. Еще в конце августа правительство одобрило два экономических сценария — рост реального ВВП либо на 0,3 %, либо на 2 %. В обоих случаях предусмотрено завершение военного конфликта на востоке страны и решение проблемы с газом до конца текущего года, а также продолжение сотрудничества с МВФ и Евросоюзом. Выбирая между ними, Кабмин традиционно остановился на более оптимистичном, сообщил министр финансов Александр Шлапак. Как следствие, правительство рассчитывает на значительное увеличение как доходов, так и расходов госказны. Но 2 %-й рост экономики маловероятен. МВФ в августе во время первого пересмотра программы сотрудничества спрогнозировал рост украинской экономики в 2015 г. лишь на 1 % даже при условии прекращения боевых действий в ближайшие месяцы, чего пока не произошло. И это — еще до ухудшения прогнозов фондом, о котором на прошлой неделе заявила председатель Национального банка Валерия Гонтарева.
В главную госсмету на следующий год правительство заложило повышение доходов на 9,7 %, или на 36,8 млрд грн, — до 414,7 млрд грн. В частности, на 3,3 % — до 41,6 млрд грн — должны вырасти поступления от налога на прибыль, на 7,1 % — до 160,7 млрд грн — НДС. По словам замглавы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Оксаны Калетник, рост номинального ВВП на 15,4 % «свидетельствует об «умеренном» планировании доходов бюджета, при котором нет «сказочного» увеличения доходов, которое опережает рост экономики». Другими словами, повышение доходов обеспечит не восстановление экономики, а инфляция, которая закладывается в размере 9,8 % в среднем за год и 13 % на конец года.
Налоговые бонусы
Хотя масштабные налоговые новации в проекте бюджета-2015 пока не учитываются, увеличение доходов также должны обеспечить менее крупные изменения налогового законодательства, принятые в этом году, отмечает Калетник. В частности, введение с августа 15 %-го налога на проценты по депозитам и другие пассивные доходы, а также продолжение взимания 1,5 %-го военного сбора, которым облагаются и зарплата, и отпускные, и больничные, и премии. Кроме того, правительство делает ставку на детенизацию заработных плат. Благодаря этому поступления налогов на доходы физлиц вырастут на 60,7 % — до 22,8 млрд грн. Согласно меморандуму, поданному Кабмином в МВФ в августе, правительство взяло на себя обязательство «улучшить обнаружение неполностью задекларированных заработных плат с помощью усиления оценки рисков налогоплательщиков». Один заместитель главы каждой налоговой инспекции будет заниматься выявлением высокорисковых налогоплательщиков-работодателей на основе набора индикаторов, среди которых будет и слишком высокая доля работников, получающих минимальную зарплату. Затем он будет передавать соответствующую информацию в налоговую милицию. В правительстве также намерены изменить внутренние процедуры финансового обслуживания налогоплательщиков, что даст возможность использовать налоговые декларации для идентификации незадекларированной заработной платы.
В главную госсмету на следующий год правительство заложило повышение доходов на 9,7%, или на 36,8 млрд грн, — до 414,7 млрд грн. В частности, на 3,3% — до 41,6 млрд грн — должны вырасти поступления от налога на прибыль, на 7,1% — до 160,7 млрд грн – НДС
Кроме того, с августа и до конца года Верховная Рада увеличила ставки платы за недропользование при добыче газа не для нужд населения до 55 % и 28 %, при добыче нефти и газоконденсата — до 45 % и 21 %, в зависимости от глубины добычи. Однако затем было решено продлить действие повышенных рентных ставок и на следующий год, чтобы обеспечить дополнительные доходы в бюджет, заявил Шлапак. Если исходить из проекта бюджета-2015, правительство рассчитывает, что продление этой нормы увеличит поступление платы за использование недр на 46,7 % — до 27,5 млрд грн.
Щедрая альтернатива
Предложенный проект госбюджета предусматривает рост расходов на 5,1 % — до 464,1 млрд грн — и дефицит в 49,5 млрд грн, или 2,8 % ВВП. Для сравнения: в этом году правительство ожидает дефицит госбюджета на уровне 4,5 % ВВП. Однако в случае одобрения парламентом налоговой и бюджетной реформ разрыв в госказне, наоборот, возрастет, несмотря на то что эти изменения принесут в госбюджет дополнительно 62 млрд грн. Как отмечает Шлапак, дефицит госбюджета в этом случае составит 3,5‑3,7 % ВВП. Это связано с тем, что одновременно с проведением реформ правительство намерено увеличить социальные стандарты, которые были заморожены в 2014 г., на 6 %, заявил Яценюк. Без одобрения реформ парламентом страна проживет второй год подряд по соцстандартам 2013 г.