В том, что «Ухо» — смелый игрок, действующий на грани риска и не боящийся ободрать локти, в этом сезоне можно было убедиться хотя бы на концерте Николя Хорвата, состоявшегося в рамках музыкальной программы «Книжного Арсенала». Французский пианист в течение шести часов без перерыва исполнял сочинения Филипа Гласса.
Предположить, что в Киеве найдется достаточно слушателей, готовых ради звукового минимализма пожертвовать сном, — уже дерзость. Но тогда меломанам предложили необычный марафон, более всего похожий на клубный диджей-сет. Пока Хорват делал свое, часть публики внимала по‑старинке, кто‑то успел сбегать домой и посмотреть финал Лиги чемпионов, некоторые на время выходили пройтись по ночному Печерску. Но все «отступники» обязательно возвращались: свобода внутри вроде бы жестких академических рамок — сиди и слушай — оказалась очень привлекательной.
Штат «Уха» состоит всего из двух персон: Александры Андрусик и Евгения Шимальского, которые сами любят некоммерческую классику и умеют ее предлагать. Устраивая программы внутри больших театральных, книжных, арт-фестивалей, агентство среди интеллектуалов с серьезными эстетическими претензиями находит свою аудиторию.
Как оказалось, не так уж узок круг революционеров, способных различить оттенки смысла в перформансах виолончелистки Одри Чен или улавливать иронические нюансы в опере Святослава Лунева «Плохо темперированные песни». Правда, от народа они действительно страшно далеки.
В ближайших планах агентства, ни много ни мало, изменение столичного музыкального ландшафта. Это амбициозная цель для дуэта, работающего всего год — «Ухо» впервые заявило о себе в качестве куратора музыкального проекта в рамках «ГогольFest-2012». Прежде всего оно намерено экспортировать украинских композиторов, предлагая их произведения авторитетным мировым исполнителям и приглашать этих артистов к нам.
То, что чудо возможно, мы увидели, когда в разгар мертвого сезона в забитом до отказа театре им. Франко американский Kronos Quartet играл опусы Валентина Сильвестрова, Марьяны Садовской и Виктории Полевой. Для выдающегося струнного коллектива эта ситуация не уникальна: квартет № 3 того же Сильвестрова он уже два года исполняет по всему миру. Но только «Ухо» не постеснялось обратиться к менеджменту ансамбля с заманчивым предложением выступить на родине автора.
С учетом того, что в Украине среда для культурных инициатив непростая, агентство ведет работу параллельно в нескольких направлениях. У «Уха» есть мечта привезти легендарный английский Hilliard Ensemble — акапельный мужской коллектив, который наряду с музыкой Средневековья, Возрождения и барокко поет и современные произведения. Далее — объединить на сцене двух выдающихся представительниц мультиискусства: американку Мередит Монк и львовянку Наталью Половинку. Осенью провести международный фестиваль органистов. И наконец, агентство присматривается к совершенно новому для нас, однако отлично работающему в Европе обмену фестивалями. Если планы осуществятся, то ценителей тонких музыкальных материй ждет по‑настоящему интересный сезон.