Економіка

нефтепродукты

Государство намерено увеличить фискальную нагрузку на поставщиков и продавцов топлива

Государство намерено увеличить фискальную нагрузку на поставщиков и продавцов топлива
Практика продажи бензина «мимо кассы» участится
Фото: Константин Мельницкий

Кабинет министров предложил парламенту ввести налог на продажу нефтепродуктов и увеличить ставку акциза на все виды топлива. Текст соответствующего законопроекта обнародован на официальном сайте Верховной Рады. Согласно документу, ставка налога за тонну бензина увеличится на 3 % — с € 198 до € 204, а для дизельного топлива на 2 % — с € 98 до € 100. Для тонны сжиженного газа акциз поднимется на 18,2 % — с € 44 до € 52, а для биодизельного топлива, которое содержит менее 70 % нефти или нефтепродуктов, — на 6 %, с € 98 до € 104.

Налог на продажу нефтепродуктов будут устанавливать местные власти, но не более 5 %. Сейчас торговцы топливом такой налог не платят.

Нарушаем традиции

Изменения в законодательстве затронут как производителей, так и ритейлеров. «Акциз на нефтепродукты платят производители или импортеры, а вот налог на продажи напрямую коснется операторов розничных сетей», — объясняет аналитик компании UPECO Александр Сиренко.

Увеличение размеров акцизов не скажется существенно на цене, поскольку налоговая нагрузка вырастет всего на € 6 на тонне бензина, говорит совладелец сети автозаправок КЛО Вячеслав Стешенко. Повышение акцизного сбора на бензин повлечет рост себестоимости на 10  копеек (при нынешнем курсе евро), подсчитала генеральный директор компании «Параллель» Елена Хилиенко. Дизель же подорожает только на 3 копейки. «Однако законопроект содержит еще и намерение увеличить размер сбора в пенсионный фонд с операций покупки иностранной валюты — с 0,5 % до 2 %. Это изменение также ляжет дополнительной нагрузкой на плечи потребителей, потому что 85 % нефтепродуктов ввозятся в Украину из‑за рубежа, а следовательно, приобретаются за валюту», — сетует Хилиенко.

Ставки акциза на топливо пересматривали один раз в несколько лет. Но в этом году — это второе повышение фискальной нагрузки. Весной ставки на дизельное топливо выросли с € 46‑98 до € 98‑128 за тонну. Ставки акцизов на бензин не пересматривались последние три-четыре года.

Выиграет Коломойский

Гораздо больше ритейлеров беспокоит введение налогов с продаж. Эту фискальную нагрузку сети автозаправок постараются переложить на плечи конечных потребителей, что приведет к подорожанию литра топлива на 85 копеек, говорит Сиренко. «Чтобы оправдать 5 %-й налог на продажи, мне придется поднять цены», — констатирует Стешенко. Как раннее писал «Капитал» со ссылкой на «Консалтинговую компанию А-95», с начала года средняя стоимость бензина марки А-95 увеличилась на 58,9 % — с 11 грн до 17,48 грн за литр.

Повышение цен приведет к снижению спроса на топливо и переориентации на дешевый продукт, уверяют опрошенные «Капиталом» эксперты. Согласно данным Государственной службы статистики, за январь-июль было продано в рознице 1,5 млн т бензина, что на 11 % меньше соответствующего показателя 2013 г. Реализация дизеля просела только на 0,3 % — до 1,05 млн т.

В сегменте недорогих нефтепродуктов работают сети автозаправок «Укрнафта», ANP, «АВИАС плюс», Sentosa Oil и др. (всего около 1,5 тыс. объектов, связывают с губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским), а также сеть БРСМ (связывают с экс-министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким) и др. Литр бензина на этих заправках на 1,2‑1,4 грн дешевле, чем у других операторов. Как ранее писал «Капитал», «приватовская» сеть заправок уже увеличила свою долю в общей структуре продаж на 5‑10 п. п. —до 30‑35 %.

Вырастет и доля теневого рынка нефтепродуктов, прогнозирует заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Сегодня на долю низкокачественного и неучтенного топлива, проданного «мимо кассы», приходится около 30 %.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама