В Министерстве экономического развития и торговли создана специальная рабочая группа, которая должна определится с единой системой электронных государственных закупок товаров на сумму до 100 тыс. грн и услуг на сумму до 1 млн грн. Из двух согласованных с администрацией президента моделей профильное министерство должно выбрать одну.
Разница во взглядах
Первая модель предусматривает применение в Украине опыта Грузии. Речь идет о создании подотчетного Кабинету министров агентства электронных закупок, которое станет единой точкой доступа для всех экономических операторов и закупщиков и централизует всю информацию о закупках. Такой механизм заложен в разработанной экспертами Минэкономразвития совместно с грузинскими экономистами Концепции развития и внедрения электронной системы госзакупок в Украине в 2014‑2015 г. (копией документа располагает «Капитал»). Однако эта идея уже вызвала критику со стороны экспертов и бизнеса.
В частности, по мнению аналитиков инициативы «Реанимационный пакет реформ», ссылаться на опыт Грузии, население которой всего 4 млн человек, некорректно. Масштабы Украины в разы больше, и модель, которая сработала в Грузии, может оказаться неэффективной в нашей стране. С учетом взятого правительством курса на децентрализацию, «возможно, следует обратить внимание на опыт других стран, хотя бы той же Армении, где в рамках Инициативы ЕБРР и ЮНСИТРАЛ внедряется проект по децентрализации системы госзакупок», — говорится в выводах экспертов РПР.
40 млрд грн составляют ежегодные убытки от коррупционных действий в сфере госзакупок при годовых объемах 300 млрд грн
В соответствии со второй моделью ядро электронных торгов, база данных, протоколы с электронных торгов должны находиться на техническом государственном ресурсе, сами торги будут проводиться там же. А доступ к этим торгам смогут предоставлять частные компании. «Речь идет о предприятиях, которые через свой сайт будут предоставлять поставщикам доступ к электронным торгам», — отмечает директор Ассоциации «Биржевые и электронные площадки» Олег Падалка. По его словам, это могут быть как новые, так и действующие сайты, которые синхронизируют свои ресурсы с государственной площадкой и получат от государства допуск. Эта модель на данный момент более актуальна, однако и она содержит риски.
Технический риск, по словам эксперта, состоит в том, сможет ли госресурс эффективно обеспечивать связь c частными площадками. Информационный риск — сможет ли такая система противостоять возможным мощным DDoS-атакам.
«Если выйдет из строя государственный ресурс — а он в предложенных моделях единственный — вся система электронных закупок рискует стать неработоспособной», — подчеркивает Падалка.
Долгожданный эффект
Идея запуска электронных госузакупок обсуждается уже не первый год. В июле 2012 г. вступили в силу изменения в тендерное законодательство относительно процедуры электронного реверсивного аукциона — открытых торгов по принципу снижения цены в онлайн-режиме. Однако механизм так и не заработал. Основная причина — Минэкономразвития не смогло принять все необходимые подзаконные акты. 10 апреля 2014 г. парламент одобрил новую редакцию закона о госзакупках.
Она обязывает Кабмин в двухмесячный срок со дня вступления закона в силу разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады проект закона об электронных закупках. Но до сих пор этого так и не произошло. В середине августа альтернативный правительственному законопроект об электронных госзакупках №4499а внесла на рассмотрение парламента народный депутат Ксения Ляпина («Батьківщина»), но и до его рассмотрения дело так и не дошло.
По данным Службы безопасности Украины, ежегодные убытки от коррупционных действий в сфере госзакупок достигают 40 млрд грн при годовых объемах государственных закупок 300 млрд грн. По информации Федерации работодателей Украины, откаты в сфере госзакупок в 2013 г. составляли от 15 % до 50 % (от 50 млрд грн до 137 млрд грн).
Уважаемая редакция спасибо за актуализацию проблемы . Реформа сектора Гос. закупок Украины один из ключевых моментов и инструментов повышения эффективности как расходования как бюджетных средств так и внешних займов . Также она дает мотивацию механизм и возможность для перевода B2B в формат электронных платежей и документооборота ! Процессы эти в Украине сильно отстают даже от России не говоря прот EU!!! поэтому критика должна быть максимально конструктивной ! Возможно стоит конкретизировать кто такие " эксперты" на которых Автор ссылается и что они предлагают в замен? Почему как пример для децентрализованной модели Гос Закупок в Украине Автор приводит все такую же несопоставимую по размерам с Украиной страну (Армения ) без EC интеграционных рамочных соглашений ? Возможно Вопрос больше находится не в плоскости централизации или децентрализации , а в проведении более системах реформ в соответствии со стандартами EU ( для procurement это PEPPOL) и Внедрения не толко электронных торгов для допороговых (до 10% от общего объема гос расходов 2013) B2G сегмента но и перехода на электронный документооборот . е-invoicing, e-billing, VCD - Virtual Company Dossier. , а так же E- Catalogues и вовлечение среднего бизнеса (SMEs). Надеюсь что Вы не оставите эту тему без дальнейшего внимания и будете информировать читателей о прогрессе .Спасибо