Украинские телевизионщики на Kiev Media Week активно спорят, как им жить дальше. В январе-августе рекламный рынок уже упал на 11 %. И это не предел. В 2008 г., для сравнения — всего на 4‑5 %. Коммерческий директор «1+1» Валерий Вареница вчера фантазировал, что делать каналам, если рынок из‑за кризиса и обвала гривни упадет ниже $ 250 млн (то есть более чем в два раза по сравнению с прошлым годом). Выхода, по его словам, будет два: либо очень сильно, в десятки раз, уронить цену пункта рейтинга, чтобы заполнить все рекламные блоки на 100 %, либо, наоборот, сделать рекламу очень дорогой, чтобы зарабатывать только на тех некоторых, которые ее смогут себе позволить.
Если одно из таких радикальных решений будет принято, как это повлияет на телевизионный бизнес в Украине?
Да никак. Останутся все те же ведущие каналы, со все той же пропагандой. Как пошутил на днях один из телевизионщиков (к сожалению, дословно не вспомню) — а зачем вообще телебизнесу суетиться? Мы, мол, и так неплохо живем. Едва ли успеваем отслеживать, как коллеги меняют автомобили. Все зависит только от одного: готовы ли 6 богатых всем известных «дядь» в очередной раз расщедриться и отстегнуть своему любимому медиабизнесу «годовую стипендию». Это, конечно же, правда, но прозвучало на конференции, цель которой вроде бы стимулировать эффективность бизнеса, диковато. Хотя, наверно, ухо резануло далеко не каждому.
Да, каналы сейчас активно развиваются и снимают много новых передач, начинают продавать собственные форматы за рубеж. Да, они молодцы, что активно подыскивают качественные, хотя недорогие продукты. Под наш рынок.
Но на конечный результат это пока влияет ничтожно. Центральные каналы убыточны. Причем, если можно так выразиться, глубоко убыточны. Если верить цифрам, которые привел в официальной отчетности за 2013 г. «Интер», то на 680 млн грн дохода у него пришлось более 1 млрд грн затрат. СТБ — ситуация заметно лучше. Но канал все равно показал убыток в 16 млн грн. Остается лишь догадываться, как будет выглядеть их отчетность по итогам 2014 г. Ясно одно: для многих из них между словами «политика» и «рентабельность» образуется глубокая пропасть, которую уже никогда не перепрыгнуть. Если отбросить в сторону всю политику, то, возможно, запрет российских сериалов и фильмов создаст тот необходимый стресс нашему телевидению, чтобы почесаться и двинуться дальше. Сейчас оно сидит на российском контенте, как «на игле». Без него невозможно представить себе ни «Интер», ни «1+1». Для них не появится смысла создавать HD-каналы, платные кодированные пакеты из премиум-контента, пока все закупают одно и то же русское «мыло» и крутят одного и того же Шустера.