Представители Министерства инфраструктуры имеют право наряду с чиновниками из Госавислужбы принимать участие в работе комиссии, которая выдает разрешение на освоение новых маршрутов. К такому выводу пришла апелляционная комиссия на заседании в пятницу в Министерстве экономического развития и торговли. На заседании присутствовали представители Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, а также независимые эксперты отрасли гражданской авиации.
В августе Госпредпринимательства, возглавляемое Михаилом Бродским, потребовало от Мининфраструктуры отменить существующий Порядок выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий, принятый в 2013 г. Как ранее пояснял «Капиталу» первый заместитель председателя Госпредпринимательства Александр Потимков, после принятия порядка в службу обратилась с жалобой авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которая посчитала, что документ противоречит нормам законодательства. «Мы проверили и подтвердили, что этот приказ не соответствует закону. В рамках наших полномочий издали решение, которое обязывает Мининфраструктуры отменить документ», — сказал Потимков.
До прошлого года разрешения на выполнение новых маршрутов выдавала только Госавиаслужба.
Старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук, присутствовавший на заседании комиссии в качестве эксперта, уверен, что подписание протокола этого заседания и. о. министра экономического развития и торговли Анатолием Максютой —формальность. По мнению Гука, у чиновника нет оснований отменить решение комиссии. Потимков также с большой вероятностью прогнозирует, что решение комиссии будет подписано. Получить комментарий в Минэкономразвития не удалось.
Надо подкорректировать
Сохранение ныне действующего порядка выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий приведет к тому, что новые кабальные правила, которые хотели сейчас внедрить, не примут, отмечает директор туристической компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. А значит, добавил он, будут соблюдаться действующие правила, которые понятны перевозчикам и вполне разумны в нынешних рыночных и конкурентных условиях.
Эксперт авиарынка Александр Кава говорит, что после того, как год назад вступили в силу новые правила назначения авиаперевозчиков на авиарынке, на многих направлениях исчезла монополия. «Процесс назначения стал более прозрачным; решения, которые принимала комиссия, стали содержать мотивационную часть, которая объясняла почему комиссия приняла именно такое решение», — поясняет Кава.
Похвалили эксперты и другое изменение, установленное порядком: если авиакомпания на протяжении 12 месяцев не использует полученные назначения, то комиссия имеет право передать их другому перевозчику. «Раньше такой нормы не было, в результате авиакомпании получали назначения, но сами не летали и не позволяли летать другим. Украинские авиакомпании использовали примерно треть полученных назначений», — отмечает Кава.
19 сентября Мининфраструктуры удалось отстоять свое влияние на авиарынок
К ныне действующему порядку распределения прав на полеты есть и несколько претензий, замечает юрисконсульт авиакомпании «Авиалинии Визз Эйр Украина» Алексей Бурчевский. К примеру, несмотря на открытость проводимых заседаний, порядок не устанавливает критериев, по которым комиссия может выдавать права на выполнение рейсов. Бурчевский говорит, что в августе Wizz Air Ukraine предложила Мининфраструктуры внести в порядок балльную систему выдачи прав — в зависимости от качественных характеристик (технического состояния авиапарка, количества авиапроисшествий и т. д.) перевозчики будут получать права на те или иные маршруты.
Противостояние может продолжиться
Попытки откорректировать существующие правила выдачи разрешений на освоение новых маршрутов не прекратятся. Госавиаслужба уже предложила новый порядок выдачи прав на полеты. Чтобы получить назначения на рейсы, компаниям придется два года обслуживать чартерные и внутренние убыточные маршруты, писал ранее «Капитал». Документ также вводит бальную систему, о которой говорит Бурчевский, но баллы будут выставляться на основании не качественных, а количественных характеристик: числа самолетов в парке авиакомпании, сотрудников и т. д.
«Этот проект [Госавиаслужбы. — „Капитал“] выгоден в первую очередь МАУ и очень невыгоден новым авиакомпаниям», — убежден Гук. По его словам, новичкам для получения права на выполнение международных рейсов нужно будет ждать два года: первый год обслуживать чартерные рейсы, а второй — внутренние. Впрочем, председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк обещал эту норму подкорректировать. Пока документ находится на стадии публичного обсуждения.