В середине сентября департамент сельского хозяйства США (USDA) повысил прогноз возможного валового сбора зерна в Украине на 2,5 % — до чуть более чем 58,5 млн т (предыдущий прогноз USDA опубликовал в начале месяца). Как подсчитали американские специалисты, урожай пшеницы должен составить порядка 22 млн т (прогноз улучшен на 1 млн т), а фуражных культур (кукуруза, ячмень и пр.) — до 36,51 млн т.
Ранее Укргидрометеоцентр предполагал, что благодаря погодным условиям нынешнего лета и оперативным данным о состоянии посевов можно будет говорить о том, что валовый сбор зерна в стране в этом году может быть значительно выше — на уровне 2013 г. (то есть около 63 млн т). По мнению специалистов, динамика валового сбора зерна нескольких последних лет (с разными агрометеорологическими условиями) позволяет смело утверждать: выход на ежегодный сбор в 70 млн т для Украины уже не является невыполнимой задачей. И даже более того, эксперты уверены: эти 70 млн т Украина имела на полях уже в прошлом году, однако безнадежно устаревший и изношенный парк зерноуборочных комбайнов отечественных аграрных предприятий привел к тому, что часть урожая на полях так и осталась.
Что есть
Официальных данных о количестве зерноуборочной техники в Украине сейчас нет. Последнее расширенное исследование Госстата об обеспеченности сельскохозяйственной отрасли машинами и механизмами проводилось два года назад. Согласно полученной информации, на начало 2012 г. на балансе предприятий в стране находилось около 54 тыс. зерноуборочных комбайнов (с 2000 г. парк этой техники сократился на 20 %). Сегодня с учетом постепенного выхода техники из строя и снижения за два года как внутреннего производства, так и импорта специалисты осторожно оценивают зерноуборочный парк — примерно в 52 тыс. комбайнов.
5‑6 млн т зерна прошлогоднего урожая потеряла Украина вследствие изношенности внутреннего парка зерноуборочной техники
Но проблема не в самом количестве зерноуборочных единиц — состояние даже имеющейся в наличии техники приводит экспертов, что называется, в уныние. Как говорит руководитель аналитического департамента ООО КУА «ІТТ-Менеджмент» Виталий Мурашкин, основу парка (до 65 % от общего количества) составляют физически и морально устаревшие модели зерноуборочных комбайнов с пропускной способностью до 11 кг / с. Фактически, в замене нуждается до 90 % всего имеющегося парка.
К подобным выводам пришел и Тарас Высоцкий, директор «УКАБ-Сервиса» (подразделение ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»). По его словам, соотношение приобретенных за последние несколько лет комбайнов к имеющемуся парку — около 5 %. Это свидетельствует о том, что в среднем комбайн в Украине эксплуатируется приблизительно 20 лет при оптимальном максимальном сроке 10 лет. Кроме того, примерно 25 % комбайнов уже настолько изношены, что требуется немедленная замена или хотя бы вывод из эксплуатации, поскольку работать на них просто опасно. Иными словами, от такой техники на поле больше вреда, чем пользы. Именно эксплуатация украинскими аграрными предприятиями полностью «убитых» зерноуборочных комбайнов привела в прошлом году к тому, что Украина недобрала примерно 5‑6 млн т урожая (зерно или просыпалось на поле, или не обмолачивалось). К тому же слабая пропускная способность устаревших моделей в ряде случаев не позволила проводить уборку в оптимальные сроки, а это дополнительные потери урожая (зерно начинает осыпаться в колосе).
Но несмотря на дефицит уборочных мощностей, в этом году на рынке сельхозтехники наблюдалось резкое снижение продаж, подобное тому, которое происходило в кризисном 2009 г. По оценке члена Всеукраинского аграрного совета Алексея Бондаря, спрос на зерноуборочные комбайны по сравнению с минувшим годом сократится в 2,5‑3 раза.
Что нужно
Наряду с плохим техническим состоянием зерноуборочного парка и резким сокращением реализации такой техники в Украине существует явный дефицит комбайнов в целом (тем более, с учетом перспектив увеличения валового сбора зерна). Как заявил в начале уборочной кампании министр аграрной политики Игорь Швайка, в 2014 г. средняя нагрузка на один комбайн составит примерно 196 га. При этом министр оговорился, что для нормальной эксплуатации имеющего парка этот показатель не должен превышать 120 га (иными словами, аграриям не осталось ничего другого, как продолжать добивать и без того изношенную технику). Впрочем, обращает на себя внимание то, что наибольшая нагрузка пришлась на комбайны, проводящие уборочную в основных зерносеющих регионах. Скажем, в Николаевской и Одесской областях каждому из комбайнов досталось более 250 га, в Херсонской — свыше 270 га, а в Запорожской этот показатель вообще превысил «министерскую» норму почти в три раза — до более чем 300 га на одну единицу техники.
При этом независимые аналитики полагают, что в оценках эксплуатационных норм Швайка несколько лукавит.
«Действительно, в Украине нагрузка на один комбайн составляет 200‑400 га и даже выше. Только вот в развитых странах с их несравнимо лучшим состоянием машинного парка сельского хозяйства нормой на один комбайн считается 70 га», — указал Мурашкин.
Имеются официальные расчеты потребности Украины в сельхозтехнике, проведенные Национальным научным центром «Институт механизации и электрификации сельского хозяйства» НААН Украины. По мнению ученых «от агросектора», с учетом объемов прогнозируемого производства продукции растениеводства общая потребность страны в новых зерноуборочных комбайнах составляет 65 тыс. ед. Отметим, новых комбайнов с пропускной способностью более 12 кг / с, как полагают в НААН Украины, аграриям нужно закупить 10 тыс., с пропускной способностью 10‑12 кг / с — 30 тыс., а наименее мощных (до 10 кг / с) — 25 тыс.
В целом аналитики не оспаривают выводы об общей потребности сельхозсектора в новой технике, сделанные учеными, но в корне не согласны со структурой предлагаемого обновления парка комбайнов (а ведь именно от выводов, сделанных на официальном уровне, и зависит инвестиционная политика государства). Однако наибольшая нагрузка на комбайны приходится на южные регионы Украины с большими площадями распашки, также обеспечивающие и наибольшие поступления зерна в закрома родины. Но нужно понимать: аграрное предприятие с крупными посевными площадями не может наращивать свой парк комбайнов до бесконечности за счет закупки маломощных моделей. Поэтому и приоритет должен быть отдан высокопродуктивным комбайнам с максимальной пропускной способностью.
По оценкам Александра Олейника, председателя правления ООО НПП «Херсонский машиностроительный завод» (ХМЗ), для небольших хозяйств, имеющих площади посевов до 2 тыс. га (с урожайностью до 40 ц / га), вполне эффективным будет применение комбайнов с пропускной способностью до 10 кг / с. «А вот хозяйствам степной зоны, площадь распашки которых превышает 2 тыс. га и урожайность зерновых составляет 80‑100 ц / га, просто необходимы комбайны с высокой пропускной способностью более 12 кг / с», — утверждает производственник.
Действительно, как заявил Мурашкин, «высокопродуктивных комбайнов с пропускной способностью более 14 кг / с в украинских хозяйствах — лишь один из десяти». Возникает подозрение, что в расчетах потребности нашей страны в сельхозтехники Национальная академия аграрных наук Украины попросту экстраполировала уже имеющуюся в государстве структуру комбайнового парка, доставшегося в основном от Советского Союза. В ней не учтены ни изменившиеся реалии отечественного рынка, ни технический прогресс в области сельскохозяйственной техники.
Что хотят
В начале сентября генеральный директор ПАО «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе» (ХТЗ) Владислав Губин заявил, что завод создает совместное предприятие с белорусским холдингом «Гомсельмаш», цель которого — сборка на мощностях ХТЗ зерноуборочных комбайнов из белорусских комплектующих. ХТЗ намерен уже до конца этого года произвести опытные образцы новой продукции, а в 2015 г. выйти на серийное производство (с постепенным увеличением в комбайнах доли украинских деталей). Для сборки была выбрана модель комбайна «Гомсельмаша» «Палессе GS12» (будет продаваться на украинском рынке под ТМ «ХТЗ Палессе»).
Такой шаг харьковчан можно только приветствовать, подтвердил Бондарь, ведь «украинские предприятия, производящие самоходные машины, безнадежно отстали и самостоятельно конкурентную сельхозтехнику производить уже не смогут. Перспектива для них — только в кооперации с ведущими мировыми производителями». Схожую точку зрения высказала и Наталья Церковникова, директор маркетингового агентства «Смарт Квин», отметившая, что комбайны СLAAS, John Deere, CNH наращивают свою долю на украинском рынке из года в год. «Украинскому производителю трудно устоять перед их агрессивными маркетинговыми бюджетами — на них работают лучшие торговые компании. Но если мы делаем ставку на сельское хозяйство, комбайны можно и нужно собирать в Украине. Отечественный агропромышленный комплекс не является замкнутым циклом — из него выпало машиностроение. И без него мы со своими черноземами станем очередной банановой республикой», — сетует Церковникова.
Кстати, в середине августа Игорь Швайка и руководители департаментов Министерства аграрной политики провели встречу именно с представителями американской Deere and Company (ТМ John Deere). В ведомстве уговаривали рассмотреть возможность наладить производство современных сельскохозяйственных машин в Украине и внедрить совместные инвестиционные проекты по обеспечению сельхозпроизводителей инновационной техникой. Судя по отсутствию даже декларативных заявлений со стороны Минагрополитики, результативной эта встреча так и не стала.
Впрочем, планы предпринимателей и заявления чиновников о совместных проектах сборки комбайнов, увы, вызывают эффект дежавю. Чуть более года назад пресс-служба группы компаний CLAAS рапортовала о том, что на базе ХМЗ начинает работать первое СП по сборке комбайнов. Тогда планировалось «в ближайшее время» начать поставки на ХМЗ комплектующих для сборки комбайнов CLAAS. Конечно, речь шла о крупноузловой (фактически, отверточной) сборке, однако предполагалось, что со временем количество деталей и узлов, производимых в Украине, будет увеличиваться. Ожидалось, что уже за первый год работы предприятие выпустит 150 комбайнов TUCANO 440 (под ТМ «Скиф «TUCANO 440»).
Тогда же в стадии экспертизы в Минагрополитики находились проекты по крупноузловой сборке зерноуборочных комбайнов американской New Holland. Как утверждали в министерстве, за счет этих проектов до 2017 г. в Украине может быть налажена сборка 2,5 тыс. зерноуборочных комбайнов ежегодно. Увы, но всем этим планам не суждено было сбыться. Совместный проект с New Holland затерялся «в недрах» министерства, а ХМЗ в 2013 г. произвел за собственные средства всего четыре «Скиф «TUCANO 440». Если CLAAS получила от немецких финансовых учреждений предварительное подтверждение готовности к сотрудничеству, то Украина так и не дала госгарантии «Государственной инвестиционной компании» с целью привлечения кредита для дальнейшего финансирования совместного проекта.
Впрочем, по мнению специалистов, неудача совместного проекта с CLAAS может иметь и другое объяснение. Намеченные к сборке комбайны TUCANO 440 имеют пропускную способность всего до 10 кг / с, которые, как уже говорилось, могут применяться для небольших уборочных площадей. Любопытно, что и для недавно анонсированного совместного украинско-белорусского проекта также выбран комбайн недостаточной мощности. Дело в том, что модель «Палессе GS12» имеет пропускную способность до 12 кг / с, в то время как в Украине есть острая необходимость в комбайнах с пропускной способностью свыше 14 кг / с. При этом, обратим внимание, в линейке «Гомсельмаша» имеется и модель «Палессе GS16» (пропускная способность 16 кг / с). Очевидно, и белорусские промышленники, и ранее немецкие предпочитают поставлять на украинский рынок наиболее востребованные, мощные модели техники самостоятельно, а совместно собирать согласны лишь то, что на их родине уже не пользуется спросом и постепенно снимается с производства на материнских заводах.
Между тем, как рассказывает Олейник, рецепт привлечения размещения производств давно разработан и успешно опробован во многих государствах. По его мнению, иностранные производители будут инвестировать в производство (без создания каких‑либо СП), если им будут предоставлены существенные налоговые льготы, а именно освобождение от НДС импорта средств производства. В частности, речь идет об импорте материалов, узлов, агрегатов, комплектующих изделий и запасных частей, предназначенных для собственного производства сельхозтехники; импорте техники и оборудования — для технического переоснащения украинских предприятий.
Кроме того, обычной в мире практикой является и предоставление льгот по уплате налога на прибыль (например, есть схема, при которой в течение первых пяти лет от начала реализации проекта налог на прибыль не взимается, следующие три года его ставка равна 50 % обычной ставки, затем два года — 70 % обычной ставки, а полный налог предприятие начинает платить лишь с одиннадцатого года работы).Также можно рассмотреть и вариант освобождения машиностроительных предприятий от уплаты налога на землю на время реализации инвестиционного проекта. Именно такие льготы (в разных комбинациях) помогли привлечь иностранные инвестиции в производство сельхозтехники в Китае, странах Юго-Восточной Азии и Центральной Европы.
Украина потеряла в Крыму сотни единиц сельхозтехники
В ходе аннексии Крымского полуострова новые самопровозглашенные власти «национализировали» 142 зерноуборочных комбайна, которые были собственностью НАК «Украгролизинг», и 45 комбайнов Государственной продовольственной зерновой корпорации Украины. Эта техника была перевезена на полуостров еще зимой 2014 г. в ходе подготовки к новому сезону для предоставления в аренду местным сельхозпредприятиям. Всего же в Крыму оказалось около тысячи комбайнов, принадлежащих разным компаниям, в т. ч. не имеющим крымской «прописки». Естественно, никто возвращать их владельцам уже не стал. Вся эта техника и была задействована на полуострове во время уборочной кампании.
Кроме того, в Крым на лизинговых условиях пока поступило шесть комбайнов производства группы компаний «Ростсельмаш». Кстати, по данным Госстата, в январе-июне 2014 г. из РФ в Украину было импортировано именно шесть комбайнов (поскольку поставка в Крым была осуществлена до мая этого года, данные попали в сводную статистику по стране).
Этого количества техники для нужд Крыма явно недостаточно. Дело в том, что на уборку урожая на полуостров ежегодно на правах аренды перебрасывалось около 800 зерноуборочных комбайнов (которые после завершения страды переводились в регионы с более поздним сроком созревания зерновых).
Отмена техосмотра сельхозтехники была необходима
В начале лета парламент принял закон № 1303, которым был отменен обязательный ежегодный техосмотр сельскохозяйственной техники. Парадоксально, но обязательный техосмотр в ГАИ для автомобилей, мотоциклов, прицепов и т. д. был отменен еще в августе 2011 г. и заменен на технический контроль узлов и механизмов транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, на любой аккредитованной СТО. Но сельхозтехнику при этом тогда почему‑то не учли. Вышел полный абсурд: сельхозтехника работает преимущественно в полевых условиях и несет гораздо меньшие риски для жизни и здоровья граждан, чем другой автотранспорт, но в отличие от него подлежит обязательному техосмотру.
«Отмена обязательного техосмотра — это преодоление еще одного бюрократического барьера, который был одним из сдерживающих факторов развития аграрной отрасли и инвестиционной непривлекательности украинского АПК. Ведь эта и другие разрешительные процедуры создавали дополнительную финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей, что во времена экономической нестабильности является крайне негативным явлением», — отмечает гендиректор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа. По расчетам специалистов, ликвидация этой обязательной разрешительной процедуры позволит украинским аграриям ежегодно экономить до 100 млн грн.