Вчера Национальный банк сообщил, что прекращает работу 151‑го по размеру Грин Банка, несмотря на то, что у этого учреждения не было финансовых проблем. Причиной его закрытия, по данным НБУ, стало то, что финучреждение занималось отмыванием денег. Отметим, что регулятор может отнести любой банк к категории неплатежеспособных согласно своему постановлению № 593 от 22 сентября, которым он внес изменения в положение о применении мер воздействия за нарушения банковского законодательства. Теперь любое финучреждение может быть объявлено неплатежеспособным, если оно нарушает законодательство «в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов».
Сложный выход
Ранее председатель НБУ Валерия Гонтарева рассказывала СМИ, что в 2013 г. оборот нелегальных операций 14 банков составил 292 млрд грн. Но поскольку эти финструктуры не нарушали нормативы, регулятор не мог прекратить их деятельность. Финансовые нормативы банков, которые занимаются отмыванием денег, действительно могут быть идеальными, поскольку они практически не ведут рисковой деятельности. Финрезультаты Грин Банка были хорошими.
Достаточность регулятивного капитала финучреждения на 1 июля составляла 60,25 % при минимально требуемых в 10 %. Для сравнения: норматив адекватности капитала крупнейшего в стране ПриватБанка на ту же дату составлял всего 10,91 %. А рентабельность активов Грин Банка составила 58,37 %. Маловероятно, чтобы финструктура с такими показателями стала по‑настоящему неплатежеспособной. Поэтому Нацбанк и вынужден был внести изменения в свои нормативные акты. Сегодня регулятор может даже самый рентабельный банк отнести к категории неплатежеспособных, если тот хотя бы два раза нарушит законодательство в сфере отмывания денег.
«В 2012‑2014 гг. банк неоднократно нарушал законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», — говорится в пресс-релизе НБУ. По результатам проверок регулятор четыре раза привлекал Грин Банк и его должностных лиц к ответственности: штрафовал, отстранял топ-менеджеров, останавливал отдельные операции. «Выведение этого банка с рынка будет мощным сигналом для банковского сообщества о решительности регулятора в борьбе с банками — конвертационными центрами. Советую каждому из вас, когда вы вернетесь на работу, провести разъяснительную работу с подразделениями финмониторинга с целью усиления контроля за рисковыми операциями, чтобы не попасть под санкции Нацбанка», — предупредил банкиров первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук на еженедельной встрече в Нацбанке.
На протяжении 2013‑2014 гг. Грин Банк провел финансовые операции по переводу средств в наличную форму на общую сумму около 20 млрд грн, сообщил НБУ. В то же время пресс-секретарь Грин Банка Марина Веригина заявила, что руководство банка все обвинения в отмывании денег категорически опровергает. Возможно, финучреждение будет судиться за право остаться на рынке.
60,25 % составляла достаточность регулятивного капитала Грин Банка на 1 июля при минимальном требовании в 10 %
Кто является реальным собственником этого банка, достоверно сказать сложно. Структура его собственности достаточно запутанная — более-менее крупными пакетами акций владеют девять юрлиц. Самая большая доля — 24,39 % принадлежит ООО «Туаз», которым в свою очередь владеет Николай Киселев. Он работает директором департамента экономики и финансовой отчетности в госкомпании Укргидроэнерго. Эту информацию вчера подтвердила пресс-служба предприятия.
На поток
Грин Банк не первый, у кого возникли проблемы из‑за обвинений в отмывании денег. 16 сентября НБУ признал крупный 38‑й по размеру днепропетровский АктаБанк неплатежеспособным. Финучреждение, по данным регулятора, с 2012 г. обналичило иностранной валюты на 65 млрд грн. В мае 2014 г. Нацбанк провел проверку АктаБанка и выявил нарушения. Регулятор тогда лишил финучреждение валютной лицензии, но уже 30 мая восстановил ее по решению суда.
Похожая ситуация случилась и с банком «Капитал» — регулятор сначала лишил финучреждение лицензии, а потом должен был ее восстановить. Тогда бывший председатель НБУ Степан Кубив рассказывал прессе, что эти два банка вывели 10 млрд грн.
Исходя из слов Кубива и Гонтаревой, можно сделать вывод, что НБУ закроет еще около десятка финучреждений. Одним из них может стать 95‑й по размеру банк «Рыночные технологии». Еще весной СБУ провела обыск в этом банке, якобы «принимавшем участие в преступных сделках по отмыванию государственных средств и связанном с личностью бывшего министра внутренних дел Виталия Захарченко».