В августе экспортеры сыров поставили антирекорд за все годы независимости — из Украины было вывезено 340 т продукции на сумму $ 2,1 млн. Это в 13,2 раза меньше по сравнению с августом 2013 г. В целом за восемь месяцев этого года зарубежные поставки снизились вдвое и в денежном выражении составили около $ 112 млн.
Причина сокращения поставок — запрет на поставку молочной продукции в Россию и Крым, который вступил в силу 28 июля. Спустя месяц, 22 августа, Россельхознадзор разрешил украинским поставщикам завозить свою продукцию на полуостров. Но это коренным образом не улучшило ситуацию. «На Крым приходится всего 5 % от общего потребления», — поясняет глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский.
Производство падает
Сокращение экспорта привело к снижению объемов производства сыров. По данным Государственной службы статистики, в январе-августе 2014 г. в Украине выпущено 85,2 тыс. т этой продукции, что на 23 % меньше аналогичных показателей прошлого года. «Это и неудивительно, ведь экспорт сыра стал просто мизерным, а внутреннее потребление тоже не растет», — поясняет директор аналитического агентства «Инфагро» Василий Винтоняк.
В отличие от предыдущего года, сейчас никто не осмеливается работать на склад, добавляет Винтоняк. «По мере распродажи минимальных запасов заводы то запускают, то останавливают производство в ручном режиме», — поясняет он.
Из-за резкого сокращения экспорта в Россию предложение сыров на украинском рынке выросло, говорит эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алина Жарко. Но производители не спешат снижать цены. «Традиционные продукты заводы отпускают дистрибьюторам по ценам в диапазоне 56‑60 тыс. грн за т, а торговым сетям — 68‑73 тыс. грн за т», — отмечает Василий Винтоняк. Производители опасаются обвалить цены на внутреннем рынке.
Но с экспортерами компании более сговорчивы и готовы предоставлять скидки до 10 % от прайса. «В страны постсоветского пространства сыр предлагается по $ 5‑5,7 тыс. за т», — отмечает Винтоняк.
Перспективные рынки
Минимизировать потери от российской блокады возможно. Для этого предприятиям необходимо нарастить производство масла и сухого молока, что откроет для них новые рынки сбыта, считает Алина Жарко. Она рассказывает, что масло можно направлять в Молдову, Армению, Азербайджан, а также на практически неосвоенные сейчас азиатские рынки.
Поставки сухого молока более перспективны с точки зрения логистики, поскольку его легче доставлять на дальние расстояния из‑за длительного срока хранения. «Производителям могут быть интересны рынки сбыта как стран СНГ и Азии, так и африканские, например Алжир, Египет», — уточняет Алина Жарко. В этих странах есть свободные ниши, которые могут занять украинские молочники.
Производители уже пошли на этот шаг. Руководитель службы по связям с инвесторами группы компаний «Милкиленд» Сергей Трифонов говорит, что компания диверсифицирует поставки и меняет ассортимент. Так, предприятие сократило производство сыров и увеличило выпуск сухого молока. «Мы сейчас активно поставляем продукцию в страны СНГ, в Казахстан. Нам очень интересны рынки Северной Африки, Ближнего Востока», — рассказывает Трифонов. Он добавляет, что планируется наладить дистрибьюцию в Казахстане и странах Центральной Азии.