В конце прошлой недели руководство Юго-Западной железной дороги одобрило выпуск облигаций на 650 млн грн, Одесской — на 810 млн грн, Приднепровской на 1,24 млрд грн, Южной на 890 млн грн и Львовской на 680 млн грн. Об этом говорится в сообщениях компаний в системе раскрытия информации НКЦБФР.
В целом «Укрзалiзниця» планирует выпустить ценные бумаги двумя траншами: первый — гривневый на 2 млрд грн и второй — на $ 175 млн с хеджированием валютных рисков. Срок обращения всех бумаг рассчитан на три года, по гривневым облигациям предусмотрена также полуторагодовая оферта.
Необходимая процедура
Привлеченные средства пойдут на погашение в этом году краткосрочных обязательств «Укрзалiзницi» (УЗ) перед российскими и украинскими банками, львиная же доля будет выплачена Сбербанку России, рассказал «Капиталу» и. о. гендиректора УЗ Максим Бланк. По его словам, доходность по облигациям может составить 20 % годовых, а средства будут привлекаться на рынке капитала. На помощь государства в «Укрзалiзницi» не рассчитывают, но говорят, что госбанки могут поучаствовать в покупке бумаг на рыночных условиях.
По оценкам независимых экспертов, размещение облигаций «Укрзалізниці» все‑таки не обойдется без поддержки государства. По мнению специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital Сергея Фурсы, облигации УЗ будут выкуплены государственными банками, так как сегодня на них нет спроса на рынке. Специалист считает, что выпуск бумаг — хороший метод заимствований, который даст госкомпании диверсифицированную базу клиентов, после восстановления рынка облигации вполне могут переместиться с баланса госбанков к коммерческим структурам. Старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко уверен, что условия размещения будут льготными, а основную долю облигаций выкупят госбанки. По словам аналитика, внешние займы для УЗ сегодня невозможны из‑за больших рисков, а на внутреннем рынке бумаги госкомпании не ликвидны. Впрочем, старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович полагает, что высокая доходность облигаций УЗ может быть интересна рынку, а риски компании, возможно, покроет государство.
Долговая нагрузка
По состоянию на конец марта общая сумма задолженности перед финансовыми учреждениями государственного монополиста железнодорожного транспорта составляла около 25 млрд грн, сроком погашения в 2014‑2022 гг. По данным агентства Standard&Poor’s (S&P), около 70 % общего долга УЗ на конец 2013 г. было номинировано в иностранной валюте и около 7 млрд грн приходилось на краткосрочный долг. В конце лета агентство понизило оценку характеристик собственной кредитоспособности «Укрзалiзницi» с B- до CCC+.
В S&P посчитали, что геополитические риски в Украине и углубление экономической рецессии по‑прежнему оказывают давление на способность госкомпании генерировать денежные потоки, в то время как украинские финансовые рынки остаются нестабильными. А вдобавок к этому, утверждали в агентстве, сложность и непредсказуемость отношений Украины с Россией ограничивает доступ украинских компаний к международным и внутренним источникам ликвидности. Поэтому УЗ следует избегать просрочки платежей по действующим займам, чтобы не войти в дефолт и сохранить позитивной кредитную историю, что очень важно в контексте предстоящих планов развития госкомпании, анализирует ситуацию Алексей Андрейченко. Собственно, это и демонстрирует УЗ, выпуская упомянутые выше облигации для погашения текущих краткосрочных кредитов.
Все равно сложно
В сегодняшнем положении может вызвать недоверие среди потенциальных покупателей бумаг и платежеспособность «Укрзалiзницi» в случае погашения облигаций, считают эксперты. Основной доход госкомпании приходился на грузоперевозки, показатель которых за январь-август снизился на 6,6 %, к соответствующему периоду и составил 267, 3 млн т. При этом S&P в своем рейтинге указывает на то, что объем транзитных грузоперевозок — основного источника денежных потоков УЗ в иностранной валюте — сокращается.
Максим Бланк говорит, что особого поля для маневра у госкомпании нет и ожидается еще большее его сужение. По словам менеджера, в этой связи пересмотрен прогноз дохода УЗ на 2014 г., который предполагает сокращение его на 7‑10 % (в 2013 г. доход составил 51,04 млрд грн). Хотя еще недавно падение оценивалось в 3 %, а после первого полугодия Кабмин утвердил финплан УЗ, в котором предусмотрел 5,4 % роста дохода.
Однако на госпредприятии не намеренны мириться с пессимистическими настроениями рынка и готовы стимулировать развитие перевозок. По словам Бланка, УЗ совместно с портами прорабатывает концепцию снижения тарифа на транзитные перевозки, что могло бы привлечь больший грузопоток в Украину. Он также отметил, что для достижения положительных финансовых результатов дорога будет работать над оптимизацией затрат. В чем это выразится, Бланк не уточнил.