Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) разрабатывает документ о порядке борьбы с демпингом на рынке ОСАГО, рассказал «Капиталу» президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Эксперт отметил, что проект решения будет вынесен на рассмотрение на ближайшее заседание координационного совета МТСБУ. По прогнозам Андрея Перетяжко, документ будет принят и вступит в силу уже в мае 2013 г.
Согласно проекту, страховщики при заключении договоров автострахования будут обязаны применять новые повышенные поправочные коэффициенты. Иначе МТСБУ обяжет компанию, занижающую размер страхового платежа, увеличить отчисления в фонд защиты потерпевших.
Согласно последним актуарным расчетам Института анализа рисков, поправочные коэффициенты по «автогражданке» повышены для всех городов в среднем на 15‑20 %. «Ряд страховщиков намеренно применяет более низкие поправочные коэффициенты. А ввиду принятия нового порядка начисления выплат по жизни и здоровью это приведет к недорезервированию и повышению риска банкротства таких компаний. Поэтому было принято решение разработать документ, который сбалансирует риски страховщиков», — пояснил Перетяжко.
Второй причиной такого решения стал отказ Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг повысить тарифы по ОСАГО. Напомним, что страховщики настаивали на 70 %-м увеличении тарифа, мотивируя его потенциальным ростом выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Хотя такие выплаты продолжают снижаться. «Будет проводиться анализ: по скольким полисам страховщики применили сниженные цены. И в соответствии с этим будет повышаться процент отчислений в фонд. Они будут выше не менее чем на 5‑25 %», — рассказала президент ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.
Крупные компании одобряют попытку остановить демпинг. «Рынок ОСАГО работает в рамках солидарной ответственности, и поэтому страховщики должны заботиться о достаточности сформированных резервов и средств в гарантийных фондах каждым из них. Говорить о юридической конструкции документа пока рано», — заявил «Капиталу» представитель «Оранты» в МТСБУ Александр Завада.
Но сомнения вызывает законность таких решений. «Страховщики работают по утвержденным Нацкомфинуслуг тарифам и коэффициентам по «автогражданке». Любые внутренние документы МТСБУ, противоречащие законодательству, могут быть оспорены в суде — и скорее всего, так и произойдет», — предполагает председатель правления компании «Княжа» Дмитрий Грицута.
Возможны также и схемы уклонения от соблюдения повышенных требований. Сегодня страховщик имеет право по своему усмотрению применять систему скидок бонус-малус. Даже если тариф будет обычным, за счет этой скидки можно демпинговать. Второй способ обойти повышение отчислений — применять стандартный тариф, а разницу возвращать клиенту за счет агентской комиссии. «По предварительным прогнозам, это несущественно повысит отчисления в фонд — максимум на 7 %. Тарифы при этом также вырастут, но не более чем на 20 %», — прогнозирует руководитель комитета анализа рисков МТСБУ Наталья Гудыма.
По данным МТСБУ, за январь 2013 г. пониженные тарифы применялись в договорах, которые принесли 7,3 % премий. Для рынка это некритично. Но у некоторых компаний показатели выше средних. Прибегают к демпингу небольшие игроки: «Мотор-Гарант» привлекает 78,2 % премий по сниженным тарифам, «Кью Би и Украина» — 53,7 %, а «Лемма Сити Сервер» — 48,3 %. А также компании из топ-20: «Аска» привлекает таким образом 32,7 % премий, а Украинская страховая группа — 31,3 %.