Правительство намерено отменить введенную в августе 2012 г. нулевую ставку НДС на операции по предоставлению услуг на пассажирские перевозки в поездах «Интерсити+».
Вчера на заседании Кабмин рассмотрел законопроект (копией документа располагает «Капитал»), которым предполагается внести поправки в Налоговый кодекс и освободить от налогообложения НДС до 1 января 2017 г. этот вид операций.
«Нулевая ставка предполагает компенсацию налога из госбюджета. В случае ее отмены «Укрзалізниця» не будет получать возмещение.
Предложенные изменения позволят избежать нерационального использования финансового ресурса госбюджета, а также оценить эффективность применения и целесообразность предоставления непрямой господдержки пассажирских перевозок поездами «Интерсити+», — говорится в экспертных выводах Минфина к законопроекту. Министерство разработало этот законопроект еще осенью прошлого года, но до сих пор он так и не был принят.
Бонус после Евро-2012
По информации «Укрзалізниці», к категории «Интерсити+» относятся десять электропоездов двойного питания производства Hyundai Rotem и два поезда компании Skoda Vagonka, которые Украина закупила в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу Евро-2012.
Их появление в нашей стране вызвало шквал критики со стороны общественности. Основная причина недовольства — дорогая стоимость проезда.
До введения нулевой ставки НДС поездка в первом классе из Киева в Донецк стоила около 600 грн. В июле прошлого года Верховная Рада ввела нулевую ставку НДС за проезд в поездах «Интерсити+», что позволило сделать эту услугу более доступной для пассажиров.
«После введения нулевой ставки стоимость билета снизилась в среднем на 80,67 грн», — сказано в замечаниях к законопроекту вице-премьера Украины Александра Вилкула.
Стоимость рискует возрасти
Вице-премьер Александр Вилкул прогнозирует, что отмена нулевой ставки приведет к удорожанию услуг по перевозке пассажиров в скоростных электропоездах, и как результат — к росту цены билетов. «Это сводит на нет идею удешевления проезда в них», — полагает вице-премьер. С ним согласен и глава парламентского комитета по вопросам транспорта и связи, экс-вице-премьер Борис Колесников (Партия Регионов). По его словам, в случае отмены нулевой ставки билеты поднимутся в цене на 20 %.
«Мы вводили эту нулевую ставку временно, и еще полтора-два года можно было не спешить с ее отменой. Особой доходности она не обеспечит», — сказал Борис Колесников в комментарии «Капиталу», уточнив, что рентабельность перевозок в поездах «Интерсити+» составляет около 9 %, а уровень заполняемости по каждому из направлений — не менее 55 %. «По направлению Киев — Харьков он составляет около 100 %, по львовскому направлению ниже», — отметил народный депутат.
После отмены нулевой ставки существует два возможных варианта развития событий. Первый — «Укрзалізниця» воздержится от повышения цен на билеты за счет собственных ресурсов. Это чревато увеличением расходов компании на пассажирские перевозки.
По сообщению пресс-службы «Укрзалізниці», убытки от пассажирских перевозок, которые традиционно покрываются за счет перекрестного субсидирования, за последние пять с половиной лет — с 2008 по 2013 г. — составили 35 млрд грн.
Борис Колесников указывает, что цена проезда в плацкартных вагонах покрывает 30 % себестоимости, в купейных — 50 %. Традиционно пассажирские перевозки дотируются за счет прибыли от грузовых.
«Однако в последнее время из‑за рецессии объемы грузовых перевозок сокращаются, по итогам полугодия их падение составило около 7 % — до 209 млн т», — отметил в комментарии «Капиталу» директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Он считает, что в такой ситуации «Укрзалізниці» будет сложно найти дополнительные средства, особенно на фоне острой нехватки финансов на обновление подвижного состава. Таким образом, поддержка проекта «Интерсити+» обойдется предприятию от 60 млн до 80 млн грн.
35
млрд грн
составили убытки «Укрзалізниці» от пассажирских перевозок за пять лет
Второй вариант — компания пойдет на повышение стоимости проезда до прежнего уровня. «С точки зрения покупательской способности в Украине проезд в поездах «Интерсити+» весьма дорогой, и дальнейший рост стоимости (за счет НДС) может привести к падению спроса на эти поезда и соответственно — к снижению уровня их заполненности», — подчеркнул Сергей Вовк.
Эксперт уверен, что монополии придется удерживать цены билетов на нынешнем уровне за счет своей прибыли. В Украинской железнодорожной скоростной компании, которая отвечает за скоростные перевозки в стране, отказались комментировать инициативу Кабмина.