Бельгийские режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны все свои фильмы первым делом показывают в Каннах. На фестивале братьев любят: на их счету — две «Золотые пальмовые ветви», один Гран-при и парочка призов помельче — например, за сценарий. Свою свежую драму «Два дня, одна ночь», которая выходит в украинский прокат 2 октября, Дарденны тоже возили в Канны. И хотя картина считалась фаворитом фестиваля, призов так и не получила. Зато собрала рекордную для бельгийцев кассу в € 5,4 млн.
«Два дня, одна ночь» еще и самый высокобюджетный фильм Дарденнов, он обошелся им в € 7 млн. А также — первая лента, на главную роль в которую братья пригласили международную звезду, известную и в Европе, и в Голливуде француженку Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете», «Начало»). Ей досталась роль Сандры — работающей на небольшой производящей солнечные батареи фабрике матери двоих детей. Она только-только вылечилась от затяжной депрессии и все еще злоупотребляет успокоительными таблетками, но уже готова выйти на работу: у нее ипотека, и зарплаты мужа не хватает.
Однако пока Сандра была на больничном, начальство решило, что коллектив справляется и без нее. Поэтому теперь перед ее сотрудниками стоит выбор: взять премию в тысячу евро или отказаться от денег, зато сохранить рабочее место для Сандры.
Голосование назначено на понедельник. И у Сандры есть один уикенд, чтобы переговорить с коллегами и убедить их сделать правильный выбор.
Братья Дарденн любят снимать социальные драмы. «Два дня, одна ночь» — самая, пожалуй, социальная их лента. За полтора часа экранного времени режиссеры описывают жизнь простых бельгийских рабочих. Живущая в крошечной квартирке арабская семья, глава которой вынужден нелегально подрабатывать грузчиком в магазине возле дома. Немолодая пара, вынужденная приторговывать на блошином рынке, чтобы оплачивать учебу дочери. Недавно разошедшаяся с мужем женщина, которой нужно начинать новую жизнь. Для каждого из них тысяча евро — большие деньги.
После премьеры фильма в Каннах братья Дарденн рассказывали в интервью, что когда писали сценарий, вдохновлялись историями реальных людей. И в итоге у них получилась реалистичная картина: в той портретной галерее, которую собирают Дарденны, нет ни злодеев, ни ангелов. Даже те люди, которые выбирают деньги, — не плохие, просто у них обстоятельства сложнее, чем у тех, кто соглашается помочь Сандре.
Впрочем, драму в своем фильме Дарденны видят не в конфликтах между персонажами. Драма разворачивается в голове главной героини. И братья не прогадали, когда взяли на эту роль Котийяр, — француженка блестяще играет внутренний конфликт, обходясь почти незаметными изменениями в мимике и жестах. Сандре нужно преодолеть себя, принять решение не сдаваться и не пить очередную успокоительную таблетку, как только ситуация оборачивается не в ее пользу, а бороться и что‑то делать. И когда она переходит от вздохов в духе «Как жаль, что я не та птичка, которая сидит на ветке и поет» к конструктивным действиям вроде поиска работы, то перестает бояться реальности. А заодно — избавляется от депрессии.
В ТОМ ЖЕ ДУХЕ
«Джерри Магуайер», 1996
Режиссер: Кэмерон Кроу
В ролях: Том Круз, Рене Зеллвегер
У спортивного агента Джерри Магуайера (Круз) было все: успешная карьера, красивая невеста, радужные перспективы. Но однажды он становится свидетелем нечестной игры своего начальства. Между молчанием и правдой Джерри выбирает второе, за что его в итоге и увольняют. Начинать с нуля оказывается сложнее, чем казалось. Зато в итоге главный герой находит любовь и смысл жизни, а заодно понимает, что дружбу и хорошее отношение деньгами не измеришь. За роль в этом фильме Том Круз получил один из своих трех «Золотых глобусов».
«Любовь по‑взрослому», 2012
Режиссер: Джадд Апатоу
В ролях: Пол Радд, Лесли Манн
Питу (Радд) и Дебби (Манн) вот-вот стукнет по сорок лет, и они вдруг обнаруживают, что их дети не идеальные, юность прошла, семейная жизнь стала скучной, а тут еще и с вроде бы успешным бизнесом у обоих начинаются проблемы. Финансовые трудности становятся последней каплей. Но в итоге герои понимают, что хорошие отношения в семье важнее денег. Джадд Апатоу, мастер трагикомедии о поколении нынешних 30‑летних, посмотрел, что происходит с его привычными героями ближе к сорока. И совершил почти невозможное: снял жизнеутверждающую ленту о кризисе среднего возраста.
«Человеческий капитал», 2013
Режиссер: Паоло Вирдзи
В ролях: Валерия Бруни-Тедески, Валерия Голино
Однажды рождественским вечером на темной дороге машина сбивает велосипедиста. Предысторию этого инцидента итальянский режиссер Паоло Вирдзи показывает с точки зрения каждого из трех центральных героев — мелкого бизнесмена, ввязавшегося в денежную аферу, его дочери-подростка и жены богача, который построил финансовую пирамиду. В драму впутаны две семьи и их окружение. А главным двигателем сюжета оказываются деньги: они определяют отношения между людьми, будь то муж и жена, отец и дочь или влюбленные подростки.