Вчера Кабинет министров согласовал и в целом принял текст Технического регламента требований к бензинам, дизельному и котельному топливу. Детали документа еще будут уточняться, однако принципиальное решение о продлении действия стандарта топлива Евро-3 можно считать принятым.
Упорядочить хаос
«Принят в целом. Это 100 %. Есть еще замечания Госкомпредпринимательства: вопрос по координации действий в части лабораторий, которые будут проверять соответствие Техрегламенту», — заявил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Между тем окончательная редакция документа участникам рынка и экспертам неизвестна, поэтому ряд вопросов остается открытым.
«Принятие Техрегламента — позитивное решение, это шаг вперед. Документ создает нормативную базу для проверки всего топлива на его соответствие прописанным в Техрегламенте показателям. — отметил в комментарии «Капиталу» заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. — Сейчас на некоторых АЗС продают топливо, в техусловиях которого порой встречаются такие показатели, что голова кругом идет. Теперь все эти бензины и дизтопливо должно соответствовать нормам Техрегламента».
В то же время, по его словам, механизм проведения проверок качества нефтепродуктов все еще остается слабым звеном в государственной политике на топливном рынке. «Ресурсов как не было, так и нет. Но, по крайней мере, Госпотребинспекция получила документ, на который можно опираться в будущем при проведении проверок», — сказал эксперт.
Принятие Техрегламента, пускай в недоработанном состоянии, является хорошим сигналом для рынка. Трейдеры получили, как минимум, обобщенный документ, который фактически аннулирует действовавшие до того ДСТУ и ТУ. Доработка проблемных мест не должна отнять столько усилий и времени, как понадобилось на создание самого Техрегламента, ведь его начали готовить еще в 2011 г.
Равнение на соседей
Камнем преткновения на пути окончательного утверждения Техрегламента остается срок действия стандарта Евро-3. Последняя известная «Капиталу» редакция документа предполагала ограничить срок использования топлива стандарта Евро-3 31 декабря 2015 г. Однако эксперты неоднократно указывали, что этот срок не гармонизирован с аналогичным ограничением в странах Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), где действие топлива Евро-3 истекает 31 декабря 2014 г. «Нефтепродукты, оказавшиеся под запретом в Таможенном союзе, хлынут в Украину, а ведь это не самое качественное топливо. С другой стороны, к тому времени российские НПЗ могут успеть перейти на Евро-4 и Евро-5, ведь белорусские выпускают топливо по этим стандартам уже сегодня», — отметил Геннадий Рябцев.
Как отмечает источник «Капитала» в Кабмине, именно вопрос гармонизации сроков действия Евро-3 с Таможенным союзом требует дополнительного согласования, о котором сказал Ставицкий после заседания. «Этот вопрос (продления стандарта Евро-3) — в компетенции Минэкономразвития. Мы свое виденье им предоставили, ожидаем решения через двое суток», — сказал министр в четверг.
Шебелинка продолжит работу
Кроме того, непонятна ситуация с бензинами и дизтопливом Шебелинского ГПЗ (входит в структуру государственного «Укргазвидобування»), которые сегодня не проходят по действующим в настоящий момент ДСТУ 4839:2007 «Бензины автомобильные повышенного качества» и ДСТУ 4840:2007 «Топливо дизельное повышенного качества». Эдуард Ставицкий не дал однозначного ответа на вопрос влияния Техрегламента на работу завода.
Однако, по словам Геннадия Рябцева, для реализации продукции Шебелинского ГПЗ найдут выход в любой ситуации. «Во-первых, в известной мне версии Техрегламента показатели шебелинского дизтоплива вписывались в прописанные в документе стандарты Евро-3. А бензинам можно найти применение, добавив в них биоэтанол и сделав из них альтернативные топлива. Тем более что похожий опыт у «Укргазвидобування» есть», — сказал эксперт.
Напомним, в 2011 г. на базе завода по давальческой схеме производился бензин Е-95–40, содержащий около 30‑40 % биологического компонента.