Министерство инфраструктуры обнародовало окончательную версию проекта закона об автомобильном транспорте. Документом предложено усилить требования к предприятиям-перевозчикам, которые обслуживают пассажирские маршруты и осуществляют перевозку грузов как в Украине, так и за рубежом. В пояснительной записке к документу, в частности, сказано, что его принятие позволит привести в соответствие украинское законодательство с европейским. Разработка документа предусмотрена Национальным планом действий реализации программы экономических реформ на 2010‑2014 гг. Действующий закон об автомобильном транспорте лишь частично регулирует отрасль, множество вопросов регламентируется отдельными подзаконными актами.
Согласно проекту, для получения лицензии предприятия планируют оценивать по таким критериям, как «хорошая репутация», «финансовая состоятельность» и «профессиональная компетентность». Это абсолютно новые требования, ранее не применявшиеся к транспортникам. Под хорошей репутацией имеется в виду отсутствие судимости и административных взысканий у директора предприятия и менеджера, отвечающего за перевозки.
Финансовая состоятельность будет подтверждаться банковскими гарантиями от одного или нескольких банков или страхованием профессиональной ответственности в страховой компании. Что же касается профессиональной компетенции, то это требование предполагает сдачу письменного экзамена руководителем предприятия или управляющим компании. Свидетельство о компетенции руководитель получит без проверки только в том случае, если последние пять лет он работал на аналогичной должности в компании с хорошей репутацией, уточняется в проекте закона. По всем трем пунктам перевозчик должен будет отчитываться ежегодно перед уполномоченным органом по вопросам лицензирования (Мининфраструктуры), в противном случае разрешение на работу может быть аннулировано.
Режим повышенной безопасности
Три требования, о которых говорится в документе, не так беспокоят бизнес, как новые условия технического оснащения транспортных средств и их техсостояния. Эксперт транспортной отрасли Александр Кава указывает, что законопроект существенно ужесточает именно нормы безопасности. «То регулирование, которое было у нас, по безопасности очень сильно уступало европейским требованиям. Этот закон в первую очередь призван привнести европейские требования на рынок автомобильных перевозок», — говорит Кава.
В проекте закона предусмотрено, что все автобусы, кроме городских и пригородных, должны быть оборудованы ремнями безопасности для водителя и пассажиров. Также предполагается оснащение автобусов приборами для ограничения скорости движения. В частности, их должны будут установить на школьные автобусы, автобусы массой более 3,5 т и с датой первой регистрации в Украине после 2008 г.
Документ также содержит наиболее обсуждаемую в отрасли норму об обязательном использовании тахографов, контролирующих скорость, пробег и время работы водителя за рулем. Такие устройства необходимо будет установить на все автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров на пригородных маршрутах протяженностью свыше 50 км. А транспорт старше 2010 г. выпуска должен быть оборудован цифровыми тахографами. Оснащение автобусов подобной техникой обойдется предприятиям минимум в 5 тыс. грн. Как подчеркнул директор одного из киевских транспортных предприятий, для компаний с автопарком даже в 20 машин — это колоссальные затраты, которые придется изымать из оборота. По мнению собеседника, прежде чем вводить такие правила, правительство должно было разобраться с нелегальными перевозчиками, которые вряд ли станут покупать приборы безопасности.
Для отдельных категорий перевозчиков правительство предусмотрело переходной период по установке тахографов. В частности, транспорт весом от 3,5 т до 12 т может обходиться без этих устройств до июня 2015 г. Тем же, кто не будет соответствовать требованиям, в случае принятия закона придется платить штраф, размер которого соизмерим со стоимостью самих тахографов. Согласно проекту, перевозка пассажиров без тахографа обойдется предприятию в 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (5100 грн). Это в шесть раз больше, чем предполагалось в предыдущих версиях законопроекта.
Оценка от рынка
Как отметил президент Союза перевозчиков Украины Валентин Демчук, проект не решает проблем бизнеса, а скорее нарушает права перевозчиков. «Мы подавали свои предложения к некоторым постановлениям Кабинета министров, но они не были учтены», — говорит собеседник. В частности, по мнению Союза перевозчиков, вступление в силу положений документа может привести к уходу с рынка небольших операторов и перевозчиков.
Документом предусмотрено, что к участию в конкурсе по обслуживанию пассажирских маршрутов будут допускаться перевозчики, имеющие собственные или взятые в финансовый лизинг автобусы, суммарная вместимость которых не менее 220 мест для сидения. Но по мнению директора компании «Союз-Авто» Юрия Нестерчука, подобного рода ограничения лишь положительно повлияют на конкуренцию на рынке. «Перевозчик должен иметь свой автомобильный парк, базу, штат и условия для ремонта. В Киеве таких немного. У большинства предпринимателей транспорт в аренде. Иметь один-два автобуса становится экономически невыгодно, соответственно, такие перевозчики уйдут с рынка», — предположил Нестерчук.
При этом он уточнил, что с экономической точки зрения выгоднее иметь как минимум 100 автобусов. «Крупные предприятия могут позволить себе купить новые автобусы, но для этого нужна прозрачная политика со стороны администрации, чтобы мы могли брать кредиты и покупать новый транспорт», — добавил предприниматель. Меры к стимулированию обновления автопарка также предусмотрены законопроектом, так как преимущества при проведении конкурсов будут отдаваться предприятиям с новыми автопарками.