С 1 ноября вступит в силу Соглашение об ассоциации Украины и ЕС (СА). Несмотря на перенос сроков внедрения в жизнь экономической части документа, Киев и Брюссель не намерены корректировать план по выполнению остальных положений соглашения. Но отсутствие в Украине единого центра принятия решений в сфере евроинтеграции усложняет процесс выполнение плана.
Смена вывески
Украина и Европейский союз не намерены вносить изменения в график выполнения плана по имплементации положений соглашений об ассоциации, несмотря на перенос сроков вступления в силу экономической части документа на 2016 г. Об этом «Капиталу» рассказал заместитель министра обороны по вопросам евроинтеграции Игорь Кабаненко. По его словам, правительство поручило ответственным за евроинтеграцию членам Кабмина к 1 ноября подготовить «дорожные карты», чтобы со следующего месяца под присмотром представителей ЕС перейти к реальным шагам внедрения в жизнь соглашения.
План по имплементации был утвержден правительством еще 17 сентября. Документ объемом более 400 страниц предусматривает конкретные действия Украины по выполнении СА до 2017 г. Планируется, что за выполнением положений договора Украиной и ЕС будут следить общая структура — двухсторонний комитет ассоциации. В него от Украины войдут заместители министров по евроинтеграции. Высшим же органом станет Совет ассоциации, который будет состоять из представителей Совета ЕС и Европейской комиссии с одной стороны и украинских министров во главе с премьером — с другой.
Как рассказал «Капиталу» экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко, эти органы должны заработать после того, как 1 ноября Соглашение об ассоциации начнет действовать. «По моим данным, уже есть договоренность о встречах двухсторонних органов в ноябре. Тогда и будет определена программы их работы», — сказал Огрызко.
Кабаненко рассказал, что на сегодняшний день в Украине действуют две структуры, ответственные за выполнение Соглашения об ассоциации. Так, по пятницам проходят заседания правительственного комитета по вопросам координации европейской интеграции. В него входят ответственные за сотрудничество с ЕС заместители министров. «На этих встречах мы определяемся с имплементационными задачами и выбираем пути их решения. Я, как и другие замминистры по евроинтеграции, работаю по своему направлению в связке с группой европейских коллег. Это необходимо, ведь план по выполнению договора об ассоциации — достаточно массивный, детальный документ, требующий согласованной работой», — отметил Кабаненко.
Правительственный комитет в евровертикали выполняет роль совещательного органа. А «двигателем» евроинтеграции, по замыслу Кабмина, станет правительственный офис, который согласовывает работу в этом направлении органов исполнительной власти.
Вариант министерства европейской интеграции предпочтительнее. Это показал опыт Польши. Такое министерство могло бы стать органом стратегического планирования, занимаясь не только имплементацией договора об ассоциации, но и перспективами полноценного членства Украины в ЕС
Директор офиса Наталья Гнидюк не стала рассказывать о подробностях работы возглавляемой ею структуры. Она лишь отметила, что офис создавался на базе департамента по вопросам ассоциации и интеграции в ЕС. Этот департамент был утвержден еще предыдущим Кабмином в 2012 г. И хотя ранее министр Кабмина Остап Семерак заявлял, что офис будет новой структурой, куда сотрудников отберут конкурсным путем, источник «Капитала» в правительстве уверяет, что старый департамент просто переименовали.
Размытая ответственность
Как рассказал «Капиталу» член делегации Украины на переговорах с ЕС в 2007‑2010 гг. Вадим Трюхан, правительственный офис по‑прежнему действует на правах департамента, что снижает его эффективность. «Наличие нескольких центров принятия решений в сфере евроинтеграции усложняет сам процесс перестройки страны на европейский лад. В Румынии и Хорватии, которые тоже интегрировались в ЕС через Соглашение об ассоциации, было создано единое министерство евроинтеграции, которое возглавлял министр с полномочиями вице-премьера. У министерства больше полномочий и прав выносить на рассмотрение Кабмина законов и подзаконных актов. Это делает его мощной лоббистской силой», — доказывает Трюхан.
Директор Института внешней политики Григорий Перепелица также считает, что Украине необходим единый орган управления евроинтеграционными процессами. «Вариант министерства европейской интеграции предпочтительнее. Это показал опыт Польши. Такое министерство могло бы стать органом стратегического планирования, занимаясь не только имплементацией договора об ассоциации, но и перспективами полноценного членства Украины в ЕС», — сказал он «Капиталу».
Напомним, ранее президент Петр Порошенко прогнозировал, что Украина сможет подать заявку на членство в ЕС в 2020 г.