Сети по продаже одежды и обуви стали неинтересны инвесторам. Отчаявшись найти покупателя на свою последнюю одежную сеть River Island, ритейлер Maratex закрыл магазины. 12 торговых точек, расположенных Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, были выставлены на продажу в течение восьми месяцев, рассказал «Капиталу» совладелец компании Дмитрий Ермоленко. Еще год назад выручить за них можно было € 18 млн, сейчас цены на бизнес упали втрое. «Покупателя так и не нашли. Магазины закрыли. Maratex ушел с украинского рынка», — заключает Дмитрий Ермоленко. Он добавил, что российские торговые точки River Island сейчас тоже закрываются.
Два года назад компания Maratex, мажоритарным собственником которой является польская группа Empik Media & Fashion Group, управляла 27 магазинами, которые работали под брендами OVS, Esprit, River Island (одежда) и Aldo (обувь). Но в 2013‑2014 гг. ритейлер активно работал над оптимизацией бизнеса: обувные магазины Aldo продал компании Argo, а торговые точки OVS и Esprit закрыл.
Покупателей нет
Maratex — не единственный ритейлер, который не смог найти покупателя на свой бизнес. В середине лета стало известно, что группа компаний «Лига» (одежные сети In Wear / Matinique, Naf-Naf, Marella, Laurel, «Интермода Трейд» и магазин аксесуаров Claire’s) выставила свой розничный бизнес на продажу. У группы есть своих 17 магазинов и 21 франчайзинговых. Компания готова избавиться от всех торговых точек. «Но покупателя ритейлер так и не нашел», — сообщили директоры трех крупных сетей по продаже одежды, пожелавшие остаться неназванными. В самой группе компаний от комментариев отказались.
€ 6 млн стоит одежная сеть River Island, которая объединяет 12 магазинов, расположенных в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге
Владельцы магазинов дорогой мужской одежды и обуви Baldessarini и V. Spernanzoni, расположенных в центре Киева, поступили оригинальнее. Своим клиентам они разослали сообщения с информацией о скидках в магазинах и попутно предложили купить 50 % бизнеса.
«К нам поступает всё больше предложений приобрести действующий бизнес, но мы отказываемся», — рассказывает генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. Многие сети не понимают, когда закончится кризис и начнется восстановление рынка, поясняет Дмитрий Ермоленко, который сейчас развивает компанию Zeebra (магазины изделий для дома Butlers, косметики Six, аксессуаров I am, Glossip, одежды Peacocks). «Сейчас непонятно, прошли ли мы дно и сколько времени нужно дотировать свой бизнес», — говорит он.
Как ранее писал «Капитал», с января по сентябрь сети по продаже одежды и обуви фиксируют падение продаж на 30‑50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Магазины закроют
Ритейлеры могут продавать сети полгода-год, после чего вынуждены будут закрывать магазины, рассказывает Андрей Макаров. «Как правило, такой бизнес убыточен», — поясняет он. Найти новых арендаторов на их место очень сложно. «Ситуация очень плохая, но на определенных условиях новых ритейлеров все же можно привлечь», — признает совладелец торгово-развлекательного центра Dream Town Александр Меламуд.
Покупать сеть не всегда имеет смысл, считает эксперт по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. «Ритейлеры продают договоры аренды с торговыми центрами и товарные остатки», — поясняет эксперт. Желающие вывести на рынок новую сеть могут сами договориться с торговыми центрами и владельцами брендов. Зинченко прогнозирует, что при достижении торговыми центрами уровня вакантности 10‑15 % арендодатели станут сговорчивее и охотнее будут предоставлять скидки на аренду. По данным консалтинговой компании UTG, в первом полугодии в столичных центрах пустовали в среднем 7,5 % помещений. Для сравнения — в 2013 г. этот показатель составлял 1,8 %. «Торговые центры вынуждены будут привязывать арендую ставку исключительно к проценту от оборота, без минимальной ставки», — прогнозирует Зинченко. Причем первые предпосылки к этому наблюдаются уже сейчас. Исполнительный директор сети JYSK в Украине Евгений Иваныця признался, что сеть уже заключила несколько соглашений о привязке ставок исключительно к проценту от оборота.