Сегодня российское подразделение кондитерской корпорации Roshen частично возобновит работу. Об этом «Капиталу» сообщила старший менеджер по связям с общественностью ООО «Рошен» в Липецке Ирина Вахонина. «Во вторник начнутся пусконаладочные работы на технологических линиях, а в среду фабрика начнет отгружать продукцию потребителям. Второе российское предприятие украинского концерна — в селе Сенцово Липецкого района — возобновит работу 13 октября», — уточнила она. Обе производственные площадки будут работать не на полную мощность, поскольку спрос на продукцию существенно упал. Количество сотрудников будет сокращено: «Официальные предупреждения получили 400 работников фабрик в Липецке и Сенцово», — добавляет Вахонина.
Дальнейшая работа предприятия будет зависеть от спроса и возможностей реализации производимой продукции, заключила пресс-секретарь Roshen Инна Петренко.
Кризис жанра
Липецкая кондитерская фабрика «Рошен» остановилась 15 сентября, сообщал ранее «Капитал». Тогда планировалось, что предприятие не будет работать две недели, однако производственные мощности простаивали на неделю дольше. Заместитель генерального директора фабрики Олег Казаков пояснил, что на складах накопилось много продукции, поскольку на фоне конфликта России и Украины спрос на рошеновскую продукцию снизился на 30 %.
Ритейлеры же винят контролирующие органы. «Украинские товары, даже производимые в России, тщательно проверяют надзорные органы, поэтому их поставки осуществляются с перебоями», — отмечает генеральный директор российской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко уверяет, что на ритейлеров давят российские губернаторы, которые получили негласное указание убрать украинские сладости из магазинов.
Это уже второй за год простой российских активов концерна Roshen. В середине марта работа фабрики была парализована, а 2,8 млрд руб. (тогда около $ 72 млн) заблокированы по решению Тверского районного суда Москвы в рамках борьбы за торговую марку «Ласточка» между Roshen и крупнейшим российским производителем сладостей корпорацией «Объединенные кондитеры». Московская компания требовала, чтобы липецкое предприятие прекратило использовать обертки и название «Ласточка-певунья». Доводы обеих сторон на протяжении последних трех лет рассматривали суды различных инстанций. В апреле российские активы возобновили работу.
Проблемы у «сладкого» бизнеса президента Петра Прошенко возникли не только в России. В июле 2013 г. экспорт в соседнюю страну кондитерских изделий украинских фабрик Roshen заблокировали — российская сторона засомневалась в качестве продукции корпорации. Эмбарго сказалось на финансовых показателях.
Смутные альтернативы
Несмотря на бойкот украинских сладостей россиянами, у липецкой фабрики есть возможность диверсифицировать поставки в рамках Таможенного союза, отправив продукцию в Беларусь и Казахстан, говорит ассоциированный директор корпоративных финансов и M&A компании EY Александр Романишин.
Три недели вместо двух простаивали липецкие производственные мощности кондитерской корпорации Roshen
«Недавно был в Гомеле — и на полках магазинов, и на раскладках автозаправочных станций можно найти конфеты Roshen в достаточно широком ассортименте», — рассказывает эксперт. Дорошенко также считает, что кондитерская продукция корпорации может потом поставляться в Россию, но уже как белорусский импорт. «Не секрет, что европейские производители поставляют свою продукцию на российский рынок под видом белорусских товаров», — отмечает он.
Бурмистров уверен, что липецкие активы Roshen не смогут работать эффективно, поскольку продажи сдерживаются действиями надзорных органов. Он допускает, что полностью загрузить липецкие мощности и развенчать миф о низком качестве продукции Roshen получится только в случае продажи концерна.
Напомним, владелец корпорации Roshen Петр Порошенко пообещал продать свой бизнес и заручился для этого поддержкой инвестиционных компаний Rothschild и ICU. Наиболее вероятными покупателями «сладкой» империи Порошенко называют американскую Hershey, турецкую Ulker и корейскую кондитерскую компанию Lotte.