Радикальная партия Олега Ляшко стала лидером падения рейтингов популярности среди избирателей. Социологи считают, что на это повлиял в большей мере фальстарт кампании политика, чем его информвойна с председателем Днепропетровской областной государственной администрации Игорем Коломойским.
Рейтинг напополам
Социологи отмечают резкое снижение в последнее время рейтингов Радикальной партии, которая ранее прочно и с большим отрывом от конкурентов удерживала второе место популярности среди избирателей, уступая только «Блоку Петра Порошенко». «Рейтинг Ляшко летом рос большими темпами, а потом снизился. И есть все предпосылки, что он и дальше будет падать», — сказал «Капиталу» генеральный директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто.
Отметим, проведенный КМИС совместно с фондом «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» в августе соцопрос продемонстрировал, что за Радикальную партию готовы проголосовать 20,1 % избирателей, которые определились с выбором. Но уже данные следующего соцопроса, который был обнародован в конце сентября, продемонстрировали, что количество таких избирателей снизилось почти вдвое — до 10,4 %.
Директор «Демократических инициатив» Ирина Бекешкина объясняет такое стремительное падение рейтинга партии Ляшко фальстартом его избирательной кампании. По ее словам, Ляшко провел активную кампанию по стране в то время, когда остальные политсилы еще определялись со своими стратегиями. Политик смог мобилизовать часть электората «Батьківщини», которая в то время переживала процесс «развода» с «Народным фронтом» Арсения Яценюка и Александра Турчинова, указала эксперт. «Он сыграл на опережение, что и привело к таким высоким результатам. Сейчас избиратель увидел, что появились другие партии, за кого можно отдать свой голос», — говорит Бекешкина.
Заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Евгений Головаха считает, что падение поддержки Радикальной партии связано с потерей актуальности ее лозунгов. Он отмечает, что избирательная кампания была построена на военной тематике, патриотизме и радикальных идеях, которые имеют тем большую поддержку, чем сложнее ситуация в стране. «Это реакция избирателей на окончание активной фазы войны. Ляшко по‑прежнему на втором месте, но может уступить его «Народному фронту» или «Батьківщині», — сказал он «Капиталу».
Паниотто прогнозирует, что рейтинги Радикальной партии будут снижаться, но не столь стремительными темпами, как ранее. К тому же некоторое количество голосов партии сможет принести первое место в избирательном бюллетене. «Как правило, эти показатели приводят к изменению симпатий избирателей на уровне 1‑2 %. У Ляшко хорошая узнаваемость, а первый номер в бюллетене стал неплохим подспорьем», — подчеркнул эксперт.
Коломойский в помощь
Социологи полагают, что на падение рейтингов Ляшко мало влияет работа медиахолдинга «1+1 медиа», который принадлежит председателю Днепропетровской ОГА Игорю Коломойскому. Входящие в медиахолдинг телеканалы и интернет-СМИ с конца лета активно освещают избирательную кампанию Ляшко в негативном свете. «Народ привык уже ко всему, к разным скандалам. Поэтому мало реагирует на них», — считает Бекешкина. С ней согласен и Головаха.
Сам Ляшко в комментарии «Капиталу» причиной конфликта с председателем Днепропетровской ОГА назвал вмешательство Коломойского в процесс составления избирательного списка партии. «Коломойский хотел завести своих людей в наш список, а я его открыто послал», — уверяет Ляшко. Он не стал комментировать вопрос падения рейтингов, но в Радикальной партии «Капиталу» заявили, что с результатами социологов не согласны. Депутат Киевсовета Игорь Мосийчук, который занимает девятое место в списке Ляшко, заверил издание, что данные внутренней социологии показывают поддержку в 19,5 %. «Мы фиксируем изменение электоральной поддержки на уровне статистической погрешности. А заявления о падении — не что иное, как грязная борьба против Ляшко силами политтехнологов и подконтрольных олигархам СМИ», — говорит Мосийчук.
Кстати, в отличие от социологов, соратники Ляшко отмечают серьезное влияние на их кампанию «1+1 медиа». «И это принесло нам пользу. Мы в центре скандала, а это привлечение внимания, причем бесплатное для нас. Партия напрямую работает с избирателями, во время встреч мы можем ответить на все вопросы и все объяснить», — говорит собеседник.
Бекешкина прогнозирует, что избиратели, ранее симпатизировавшие Радикальной партии, в основном переключились на поддержку «Батьківщини». Ту же информацию подтвердил «Капиталу» и источник в избирательном штабе Юлии Тимошенко. «На президентских выборах Ляшко эти голоса у нас забрал, теперь они возвращаются», — сказал он. Паниотто предполагает, что Радикальная партия сможет пополнить армию своих избирателей в случае провала мирного плана президента Петра Порошенко и обострения ситуации в Донбассе. «В таких случаях люди ищут простые решения проблем, самое время вил Ляшко», — говорит он.