Единственный в стране производитель большегрузных автомобилей холдинговая компания «АвтоКрАЗ» (контролируемая предпринимателем Константином Жеваго) планирует открыть производство своих машин в Боливии к 2015 г. О таких планах сообщил вчера журналистам генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Роман Черняк. Подписать соответствующий договор с боливийскими партнерами планируется в текущем месяце. В 2015 г. в этой стране намечено собрать 100 машин.
Место прописки
Выбор этой латиноамериканской страны не случайный, «АвтоКрАЗ» уже приобрел успешный опыт торговли с Эквадором, Венесуэлой и Аргентиной, рассказал «Капиталу» Роман Черняк. Для реализации проекта «АвтоКрАЗ» покупает помещение и площадку в Боливии, а выпуск автомобилей будет проходить в рамках совместного предприятия с государственной оборонной компанией. «В Боливии был проявлен живой интерес, и местные власти нам предложили оптимальные условия для работы. Автомобили КрАЗ в этой стране были еще со вменен Советского Союза, поэтому в стране есть хорошая ремонтная база, а наше локальное производство приблизит продукт к покупателю», — говорит Черняк.
По его данным, объем рынка Боливии составляет 3,5‑5 тыс. большегрузных автомобилей в год, «АвтоКрАЗ» планирует за пять лет выйти на объем производства в 500 единиц в год. Украинский производитель рассчитывает на контракты для боливийских вооруженных сил, а также на интерес со стороны местных сельхозпроизводителей.
Помимо Боливии, «АвтоКрАЗ» организовал сборочные производства своих автомобилей во Вьетнаме и на Кубе. По словам Романа Черняка, после сужения спроса на российском рынке, куда уходила львиная доля продукции компании, «АвтоКрАЗ» вынужден восполнять падение сбыта за счет других рынков.
Неслучайным выбор Боливии для размещения сборочной площадки «АвтоКрАЗа» считают и эксперты. Скорее всего, компания получила преференции и льготы от боливийского государства, предполагает старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. По его словам, очевидно, что тех рынков, на которых работает завод, недостаточно для реализации производственных планов, так как предприятие не дотягивает пока до точки безубыточности, которая достигается предприятием при ежегодном производстве в 2,5 тыс. единиц (в 2014 г. завод планирует произвести 1300 автомобилей, а за 9 месяцев этого года выпустил 894 машины). «Последние два года «АвтоКрАЗ» сработал с чистой прибылью только благодаря тому, что получает другие доходы, которые могут представлять собой помощь акционера. Например, в 2012 г. компания сработала с операционным убытком в размере 99 млн грн, но в итоге вышла на чистую прибыль в 15 млн грн», — рассказывает Андрейченко.
За океаном особо не ждут
Очень неоднозначно оценивают перспективы «АвтоКрАЗ» на рынках Латинской Америки основные конкуренты украинского производителя. Таковыми в компании считают «КамАЗ», «УРАЛ», «МАЗ», MAN и Volvo.
Специалист по продажам автомобилей в страны Латинской Америки российского ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» Алексей Ковалев рассказал «Капиталу», что в Боливии, как и в любой латиноамериканской стране, наблюдается засилье подержанной техники, а если там и покупают новую, то потребность закрывается преимущественно китайской продукцией. По словам российского специалиста, открытого рынка в Боливии нет, и «АвтоКрАЗ» может рассчитывать разве что на заказы небольших партий грузовиков от государственных или частных компаний для нужд сельского хозяйства, тогда как спрос со стороны инвесторов масштабных проектов в сфере нефтедобычи уже удовлетворен. Ковалев утверждает, что рынок Латинской Америки интересен для автопроизводителей из СНГ, но на большие объемы там не стоит рассчитывать, к примеру, МАЗ два года назад построил завод в Венесуэле, но сейчас не может выйти на полную мощность (5 тыс. в год).
1300 автомобилей произведет «АвтоКрАЗ» в этом году, тогда как точка безубыточности для этого предприятия — ежегодная сборка 2500 машин
В управлении внешнеэкономических связей по экспорту ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) «Капиталу» сообщили, что в этом году завод в Венесуэле должен выпустить 1,5 тыс. машин. В МАЗе надеются на достижение со временем более высоких результатов, но сбыт затрудняется тем, что на латиноамериканском рынке на фоне экономического спада региона обострились проблемы с оплатой поставленной продукции. По этой причине в этих странах отказываются работать многие мировые компании. В то же время, считают в МАЗе, начало производства в странах таможенного объединения Меркосур (единый рынок между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем, Венесуэлой и Боливией) открывает неплохие перспективы в долгосрочной стратегии развития предприятия.
На что надеяться
Алексей Андрейченко считает, что «АвтоКрАЗ» после освоения рынка Латинской Америки может больше внимания уделить Африке. «В последние годы спрос в Северной Африке снизился из‑за политических проблем в регионе, но в скором времени наступит период восстановления, и спрос должен вырасти», — считает эксперт. По словам Романа Черняка, в долгосрочной перспективе «АвтоКрАЗ» планирует выйти на выпуск 20 тыс. автомобилей в год, для этого компания планирует открывать производства в других странах, в частности, прорабатывается вариант сборки КрАЗов в Индонезии и в странах Южной Африки. Более того, говорит Черняк, если сегодня компания торгует в основном большегрузными автомобилями, то в ближайшие пять лет будет расширена номенклатура производимой продукции, в частности автомобилями для коммунальных хозяйств массой от 1,5 до 5 т.