Правительство решило еще на месяц — до 1 ноября — продлить чрезвычайные меры на электроэнергетическом рынке, введенные в августе в связи со сложностями с обеспечением углем и газом украинской генерации. Ситуация в энергетике в сентябре не вынуждала Кабмин прибегать к экстраординарным мерам. Но есть все основания ожидать, что их применят в ноябре-декабре.
Продлить карт-бланш
Распоряжение о продлении чрезвычайных мер еще на месяц, принятое еще 1 октября, Кабмин обнародовал только вчера. Этот документ практически полностью повторяет предыдущий, от 13 августа. Согласно этим двум документам, все субъекты электроэнергетики должны действовать в соответствии со стандартами безопасности функционирования объединенной украинской энергосистемы и указаниями Национальной энергетической компании «Укрэнерго».
Исходя из распоряжения, чрезвычайные меры введут, если произойдет повреждение энергоустановок или вмешательство в их работу, способное вызвать нарушение режима допустимых перетоков электроэнергии, а также перегрузки, которые могут привести к ограничению энергопотребления более чем на 100 МВт.
Также чрезвычайные меры могут ввести, если в течение трех суток происходит снижение резерва энергогенерирующих мощностей объединенной энергосистемы Украины ниже допустимого уровня, резерв топлива на ТЭС снижается ниже 20‑дневного запаса, существенно ограничивается поставка газа, если полной оплаты электроэнергии нет на протяжении трех месяцев или если оплата произведенной электроэнергии генерирующим компаниям ниже 90 %.
Правительство в виде чрезвычайных мер может ограничить цены на рынке электроэнергии, установить особые условия ее продажи, ввести обязательные требования по производству электроэнергии, ее поставки и продажи, а также особые условия экспорта-импорта электроэнергии.
Самому мало
Разрешенное правительством ручное управление энергоотраслью уже пригодилось. В частности, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан вчера заявил, что в связи с дефицитом электроэнергии для собственных нужд Украина на 50 % ограничила ее поставки в Крым, а также полностью прекратила экспорт электроэнергии в Беларусь. Также ряд блоков Бурштынской ТЭС, которая входит в состав «Бурштынского энергоострова» и традиционно поставляла электроэнергию на экспорт, переключены на украинскую энергосистему. Министр посетовал, что пока Украина не может полностью прекратить экспорт электроэнергии в Молдову, поскольку через ее территорию происходит энергоснабжение Одесской области, а также полностью перевести Бурштынскую ТЭС на работу в украинской энергосистеме. Это необходимо согласовать с европейскими компаниями, что займет несколько месяцев.
Запасы тают
По данным Минэнергоугля, запасы угля на складах тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей, что является главной причиной беспокойства энергетиков, продолжают снижаться. В течение сентября они сократились почти на 10 % и к 1 октября составляли 1,9 млн т. На 1 октября прошлого года запасы составляли 4,4 млн т. Юрий Продан вчера заявил, что по состоянию на начало октября частные компании закупили в России 300‑400 тыс. т угля, хотя ранее говорил, что до конца года ДТЭК и «Донбассэнерго» планировали импортировать из России около 4 млн т.
1,9 млн т угля лежало на складах ТЭС и ТЭЦ 1 октября 2014 г. На 1 октября 2013 г. эти запасы составляли 4,4 млн т
Тем не менее, за исключением ограничения экспорта электроэнергии, а также локальных и непродолжительных отключений украинских потребителей от энергоснабжения на пару часов в начале сентября, энергетиками до сих пор не пришлось применять чрезвычайных мер.
«Пока это чрезвычайное положение никто толком не использовал, и слава богу!» — прокомментировал «Капиталу» ситуацию на энергорынке заместитель генерального директора Центра исследования энергетики Вадим Гламаздин. Однако он считает, что необходимость использования некоторых из чрезвычайных мер весьма вероятна в ноябре-декабре. «Все понимают, что зима будет тяжелая», — сказал эксперт.
Юрий Продан вчера отметил, что графики отключения потребителей на случай аварийных ситуаций уже согласованы.