По оценке угольных трейдеров, ситуация на внутреннем рынке энергетического угля с началом 2013 г. только ухудшилась, средний уровень цен стремится к 400 грн/т, сделки по 450 грн/т являются редкостью. Выход из строя Углегорской ТЭС Центрэнерго в результате пожара еще больше усугубляет эту ситуацию, сужая внутренний спрос. Цена на уголь на мировых рынках также остается стабильно низкой. Впрочем, далеко не все операторы шахт могли экспортировать свою продукцию и в лучшие времена в силу несоответствия их характеристик европейским экологическим требованиям.
«Через месяц будут остановлены шахты, так как уже никто не хочет платить за уголь, который будет лежать на складах до октября», — заявил «Капиталу» народный депутат и глава Независимого профсоюза шахтеров Украины Михаил Волынец. По его словам, это грозит социальными проблемами для более чем 80 тыс. шахтеров на 70 шахтах, которые в этом году запланированы к остановке на реконструкцию и к консервации.
По словам Волынца, ситуацию усугубляет еще и то, что в последнее время увеличились поставки коксующегося угля из‑за рубежа, которые оказали давление на уголь марки Г. «Зимой его используют для энергетики, а летом — на коксование. Сейчас этот уголь оказался ненужным», — говорит Волынец.
Он также добавил, что ко всему прочему можно добавить рост теневого рынка угля, который уже оценивается в 6 млн т в год, добываемых на более чем двух сотнях нелегальных шахт. Стоимость угля с этих шахт не превышает 180 грн/т.
«Велись разговоры о том, что нас спасет металлургия, которая применит технологию пылеугольного вдувания на меткомбинатах. Говорилось также о применении технологий пылеводяного топлива, постройке заводов по переработке угля на газ — но ни в одном из этих направлений ничего не делается», — сетует нардеп. Также он добавил, что предприятия «Метинвеста», входящего, как и ДТЭК, в структуру СКМ, в поддержке украинских шахт не участвуют. «В отличие от Украины, они не могут закрыть шахты в России и США, так как понесут за это строгую ответственность по взятым инвестиционным обязательствам. Поэтому они везут высококачественный уголь со своих зарубежных шахт сюда, тем самым сбивая цены на внутреннем рынке», — считает Волынец.
Тем временем с рынка уже вытеснено большинство игроков, сфокусированных на собственно трейдинговых операциях. «Чистый трейдинг — купля-продажа — исчезает как класс. Купить можно сколько угодно и по неплохой цене — продавать некому. Продолжают операции единицы, все идет к тому, что на рынке останутся только производители угля и его потребители», — сообщил «Капиталу» один из трейдеров.