В минувшую пятницу после трехлетнего перерыва состоялось собрание акционеров крупнейшей в Украине нефтедобывающей компании «Укрнафта». Государству удалось добиться выплаты дивидендов и смены набсовета компании. Но акционеры «Привата» сохранили контроль над управлением компанией и добились решения в свою пользу самого денежного вопроса — оставили себе газ, который должен задешево выкупаться «Нафтогазом України» и идти на обеспечение населения.
Деньги на бочку!
10 октября состоялось собрание акционеров компании «Укрнафта», в которой государству в лице Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» принадлежит 50 % + 1 акция, а около 42 % — акционерам группы «Приват» бизнесмена Игоря Коломойского и его партнерам.
Последний раз собрание акционеров проходило еще в марте 2011 г. После этого его не удавалось провести из‑за разногласий между основными акционерами: все попытки государственных менеджеров получить дивиденды на причитающиеся государству акции заканчивались ничем — им не удавалось созвать необходимые 60 % акционеров, чтобы собрание было признано состоявшимся.
Теперь акционеры собрались и решили ряд накопившихся вопросов. В частности, распределили прибыль за 2011‑2013 гг. Пресс-служба «Укрнафти» сообщила, что на дивиденды направлено почти 100 % прибыли, что значительно превышает минимальный уровень в 30 %, предусмотренный законодательством для компаний, в которых доля государства превышает 50 %. «Общая сумма дивидендов «Укрнафти» за 2011‑2013 гг. составит почти 3,8 млрд грн», — говорится в сообщении.
7,9 млрд грн дохода в год сохранила за собой «Укрнафта» в обмен на 3,8 млрд грн трехлетней прибыли
Ранее министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявлял, что правительство Украины по итогам собрания ожидает от «Укрнафти» перечисления порядка 1,3 млрд грн дивидендов в государственный бюджет. В итоге государство получило намного больше запрашиваемого.
Смена караула
На собрании акционеров также был утвержден новый наблюдательный совет (НС) «Укрнафти». Председателем был избран предправления «Нафтогазу України» Андрей Коболев. В состав набсовета вошли представители «Нафтогазу» Сергей Перелома, Сергей Коновец, Петр Столяр, Ярослав Теклюк, Полина Загнитко, а от частных акционеров — Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Михаил Киперман, Тимур Новиков и Уриел Цви Лейбер. «Традиционно руководитель «Нафтогаза» становится председателем наблюдательного совета «Укрнафти», — сказал «Капиталу» глава аналитического отдела инвестиционной компании Eavex Capital (миноритарного акционера «Укрнафти») Дмитрий Чурин.
Но по большому счету смена НС — не более, чем декоративная процедура. Ранее государству, несмотря на наличие у него контрольного пакета акций, не удавалось влиять на решения, принимаемые в «Укрнафті», поскольку операционный контроль был в руках «Привата». После прошедшего собрания акционеров ситуация не изменилась, поскольку вопрос о смене правления «Укрнафти» 10 октября не рассматривался. Чурин пояснил, что хозяйственная деятельность компании, как правило, определяется генеральным директором или председателем правления, а наблюдательный совет не имеет к этому непосредственного отношения.
Поэтому даже после смены НС, в котором большинство голосов получили представители государства, «Приват» сохранил свое влияние на «Укрнафту». «Мы предполагаем, что хозяйственная деятельность компании «Укрнафта» будет вестись по прежним канонам. Мы догадываемся, что вопрос о смене менеджмента не был внесен в повестку дня по согласованию двух крупнейших акционеров — государства и группы «Приват», — считает Дмитрий Чурин.
Руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий сказал, что смена набсовета приводит его в соответствие с нынешними политическими реалиями, но не более. «Раз собрание состоялось, то мы понимаем, что это произошло в первую очередь с одобрения «Привата». И очевидно, что не в интересах «Привата» делать серьезные уступки с точки зрения операционного контроля. Какой смысл им терять его, раз он у них есть?» — считает эксперт.
Газ оставили себе
Напомним, что на 11 сентября этого года также было запланировано собрание акционеров «Укрнафти», но оно не состоялось якобы по техническим причинам. Примечательно, что в повестку дня несостоявшегося собрания был включен пункт о заключении договоров поставки природного газа между «Укрнафтою» и «Нафтогазом України» на 2006–2014 гг. для формирования ресурса газа для обеспечения нужд населения. Согласно законодательству, весь газ, который добывают в Украине компании с государственной долей свыше 50 %, должен выкупаться «Нафтогазом» по низкой цене и идти на обеспечение населения дешевым топливом. Так происходит, например, с газом, который добывает полностью государственная компания «Укргазвидобування». Но в «Укрнафті» ситуация иная — эта компания самостоятельно распоряжается добытым ресурсом. Ранее старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква прогнозировал, что именно этот вопрос стал причиной конфликта между государством и группой «Приват», которая уже несколько лет пытается избежать соблюдения этого правила.
На собрании акционеров 10 октября вопрос о выкупе газа «Укрнафти» по льготной цене уже не рассматривался. Очевидно, что именно договоренность по этому пункту стала ключевой для проведения собрания акционеров. В результате государство получило дивиденды (и даже больше, чем планировалось), а группа «Приват» — газ.
Однако цена сохраненного ресурса намного выше, чем уплаченные дивиденды. Ежегодно «Укрнафта» добывает около 1,9 млрд куб. м газа. При этом «Укргазвидобування» продает весь добытый ею газ по 349 грн за тыс. куб. м без НДС. В начале августа председатель правления «Укргазвидобування» Сергей Костюк заявил, что эта цена даже ниже себестоимости добычи, которая для компании составляет 738 грн.
Но рыночная цена газа намного выше — по данным Министерства экономического развития и торговли, средняя таможенная стоимость импортного газа в июле этого года составила $ 358,94 за тыс. куб. м, или 4512 грн при курсе 12,57 UAH / USD. Это означает, что при такой разнице в цене газа и при добыче «Укрнафтою» ежегодно 1,9 млрд куб. м снятый с повестки дня «газовый» вопрос стоил «Укрнафте» 7,9 млрд грн в год. Это сумма — результат грубого подсчета, поскольку не учитывает изменения рыночной цены газа за указанный период (2006‑2014 гг.) и курс валют. Однако Саква ранее прогнозировал, что именно вопрос о продаже газа по рыночным ценам более принципиален для «Привата», чем выплата дивидендов, и группа охотнее согласится заплатить государству, чем потерять газ.