Российский лидер по производству аммиака и аммиачной селитры — компания «Уралхим» — осваивает проект по производству и перевалке аммиака на Тамани в Краснодарском крае. Такой проект безуспешно с конца 1990‑х пытался запустить «Тольяттиазот». Cоответствующие документы проходят согласования в Минпромторге России, говорится в сообщении компании. Планируется, что в порту Тамань появится комплекс по производству аммиака мощностью 800 тыс. т в год, а также по перевалке пропускной способностью около 2 млн т в год. Комплекс может заработать, по прикидкам инвестора, через 4‑5 лет с начала строительства. Инвестиции в проект оцениваются на уровне $ 0,9‑1,2 млрд.
Для сравнения: Одесский припортовый завод (ОПЗ) располагает мощностями по выпуску свыше 1 млн т аммиака в год и перевалкой, пропускная способность которой составляет 4,3 млн т. Реализация российского проекта сделает украинские мощности менее привлекательными для инвесторов и уже сейчас может отрицательно повлиять на биржевую и приватизационную стоимость акций ОПЗ.
Цель проекта
Необходимость реализации проекта «Уралхим» объясняет тем, что к 2018 г. в России увеличится выпуск аммиака на 2,1 млн т. По сути, в РФ нет собственных мощностей по переправке аммиака на экспорт, кроме как через аммиакопровод Тольятти — Одесса. Поэтому производители постоянно прибегают к услугам портов в странах Балтии и Украине, а также Одесского припортового завода, который и переваливает российские объемы аммиака на танкеры.
Кроме того, «Тольяттиазот», второй производитель аммиака в России, постоянно сталкивается с дефицитом перевалочных мощностей и по этой причине недогружает свои агрегаты по производству аммиака. По информации руководителя ИК «Инфоиндустрия» Дмитрия Гордейчука, в настоящее время «Тольяттиазот» использует для выпуска товарного аммиака четыре агрегата мощностью 600 тыс. т каждый. Предприятие ежегодно экспортирует через аммиакопровод Тольятти — Одесса примерно 1,8 млн т аммиака, а оставшиеся объемы доставляет в прибалтийские порты железнодорожным транспортом, что довольно накладно.
«Уралхим», по данным Гордейчука, в 2013 г. произвел рекордный объем аммиака — свыше 2,8 млн т, став лидером по выпуску этой продукции. Компания активно вкладывает средства в строительство портовой инфраструктуры для экспорта своей продукции. Также можно сказать, что российские производители аммиака боятся не только дефицита перевалочных мощностей, но и военных действий в Донбассе, по территории которого проходит аммиакопровод Тольятти — Одесса. Поэтому интерес к проекту на Тамани со стороны российского производителя не вызывает удивления. Также он соответствует проводимой сейчас российским президентом Владимиром Путиным политике избавления России от экономических взаимосвязей с Украиной.
Последствия для ОПЗ
Если проект заработает, он может оттянуть на себя объемы аммиака, которые транспортировались российскими производителями через порт «Южный» и мощности Одесского припортового завода (объемы перекачки российского аммиака — 1,5-1,7 млн т в год), полагает директор черкасского НИИТЭХИМ Тамара Ковеня. Украина потеряет доходы на уровне $35 млн в год если проект по Тамани заработает, считаетэксперт. «Перевалочные мощности по аммиаку в порту Тамань сродни «Южному потоку», через который Россия собирается организовать поставки природного газа в Европу в обход украинской газотранспортной системы», — отмечает Ковеня. Отношения между Украиной и Россией натянуты, страны стремятся обрести экономическую и торговую независимость друг от друга, поэтому проект имеет также большое политическое значение. С другой стороны, для строительства аммиакопровода, аналогичного Тольятти — Одесса, необходимы значительные инвестиции, и реализовать этот проект будет очень непросто. Украина потеряет $35 млн в год. Возможно, что реанимирован будет проект по строительству ветки аммиакопровода в Днепроджержинске. Это позволит частично дозагрузить аммиакопровод. Хотя в условиях , когда остановлен «Стирол» и Северодонецкий Азот, это сделать будет трудно.
На $ 264 млн экспортировали аммиака из Украины за 9 месяцев текущего года. Это почти в три раза меньше, чем за прошлый год
Собираются ли инициаторы проекта сокращать поставки аммиака через Украину после запуска комплекса, в «Уралхиме» не ответили. Отказалось высказать свое мнение о проекте и руководство ОПЗ. Но на припортовом заводе всегда болезненно реагировали на любые попытки украинских властей и российских поставщиков аммиака сократить украинскую долю в перевалке. Например, в 2012 г. «Укрхимтрансаммиак» (оператор украинского аммиакопровода) блокировал поставки аммиака «Тольяттиазоту». Российское предприятие потерпело убытки в размере полумиллиарда рублей, а ОПЗ потерял выручку в несколько десятков миллионов долларов.
Свои почти не качают
Потеря российского партнера, который может загрузить аммиачную трубу в украинском направлении и обеспечить стабильный доход от перевалки аммиака на уровне нескольких сотен миллионов гривен, нанесет ОПЗ серьезный ущерб. В условиях нынешнего 50 %-го сокращения производства аммиака на самом ОПЗ, а также с учетом простоя горловского «Стирола» и северодонецкого «Азота» — ключевых экспортеров аммиака в Украине — прокачка российской стороной приносит хоть какие‑то дивиденды как «Укрхимтрансаммиаку», так и самому ОПЗ. По данным Государственной фискальной службы, за девять месяцев текущего года экспорт аммиака из Украины существенно сократился. Он составил всего 600 тыс. т на сумму $ 264 млн. Например, в 2013 г. наши производители продали на экспорт 1,3 млн т аммиака на $ 629 млн. В лучшие годы Украина экспортировала не менее 2 млн т аммиака ежегодно. Если кризис и военные действия в Донбассе и далее будут влиять на отечественный химпром, можно будет говорить о том, что аммиакопровод себя не оправдывает. Тем более без российских прокачек. То есть аммиакопровод может повторить судьбу украинской ГТС.
Предпродажный стимул
Эксперты также не исключают, что заявления о проекте возникли именно сейчас, в канун приватизации ОПЗ, с целью снизить цену объекта. Тем более что именно «Уралхим», по информации отдельных российских СМИ, рассматривает возможность приобретения Одесского припортового завода. Такой вариант более предпочтителен для российского химического гиганта, чем реализация сложного проекта, который за 14 лет так и не смогли осуществить ни «Тольяттиазот», ни другие инвесторы.