27 марта в переполненном зале Союза композиторов прошел 12-й концерт форума, самый звонкий по децибелам и самый привычный по виду. Оркестр (Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата») исполнил написанные в последний год произведения украинских авторов, пополняющие серию «ЭтноСовременность». Все эти сочинения в будущем выйдут на CD. Однако такие «традиционные» проекты на нынешнем форуме скорее исключение, чем правило.
«Музыка молодых» переживает обновление формата. Наряду с демонстрацией академического «фреша» проводятся мастер-классы и лекции Международной биеннале новой музыки, демонстрирующие, что и композиторы, и исполнители не прочь попробовать себя в роли разведчиков принципиально иных звуковых территорий. Они охотно тестируют способы и технологии обращения со звуками, инструментами и акустическими процессами.
Самое неожиданное, что современные академические творения оказываются вполне постижимыми для пресловутого «простого» слушателя — нужно лишь немного внимания. И тогда, если погрузиться в толщу музыки, станет понятно, как она интонационно разнообразна и эластична, насколько осмысленна, емка и красива.
Из музыкантов — сочиняющих, играющих, дирижирующих и дискутирующих — более всех Международной биеннале новой музыки занимается киевский Ensemble Nostri Temporis. В этом году он взял на себя четыре концерта и всю работу мастер-классов, кроме преподавательской. По приглашению Nostri Temporis в Киеве и Львове выступили ансамбль Platypus из Австрии, для которого пишут русские, японские, бразильские композиторы, а также чрезвычайно взыскательный польский струнный NeoQuartet, играющий Стивена Райха, Альфреда Шнитке и Кшиштофа Пендерецкого вместе с нашими Еленой Серовой и Максимом Коломийцем, и уникально звучащий львовский коллектив ConstantY.
30 марта на закрытии форума и биеннале в Национальной филармонии Украины могучий кельнский Ensemble musikFabrik исполнит пять произведений, четыре из которых были закончены в 2013‑м. Слушателей ожидают мировые премьеры Сочинений для ансамбля Бригитты Мунтендорф и Жюльена Жаме, «Отголосков затонувших отражений» Максима Коломийца и Грануляции для ансамбля Анны Аркушиной, а также украинская премьера Danse aveugle для ансамбля Ханспетера Кибурца. Собравшихся в этот день в зале филармонии ждет опыт постижения репертуара, в котором все и для всех (дирижера Мануэля Наври, музыкантов, авторов, аудитории) происходит впервые.