С начала года топливо подорожало на 50‑70 % в зависимости от вида. По данным консалтинговой компании UPECO, в январе средняя стоимость литра бензина марки А-95 составляла 10,68 грн, а уже в октябре она повысилась на 57,1 % — до 16,78 грн. Цена литра бензина марки А-92 поднялась на 59,2 %, до 16,53 грн, а дизельного топлива — на 70,1 %, до 16,23 грн.
Бьем антирекорды
Основной причиной удорожания нефтепродуктов эксперты называют девальвацию гривни и увеличение фискальной нагрузки. С начала года было несколько ценовых скачков. Пик пришелся на конец зимы — начало весны. Первый рывок произошел 25‑27 февраля, когда большинство автозаправок подняли стоимость топлива на 40‑60 коп. за литр. Именно в этот период национальная валюта подешевела с 9,4 UAH / USD до 10 UAH / USD.
Через несколько недель, в марте, Верховная Рада пересмотрела ставки акциза. Но изменения коснулись только дизеля, поэтому и цены на него выросли стремительнее остальных видов топлива. Акциз на дизель стандартов Евро-2 и Евро-3 увеличился на 30,6‑70,7 %, до € 128 за тонну, а на Евро-4 и Евро-5 — на 44‑113 %, до € 98 за тонну. Продолжающийся обвал гривни подстегнул цены в апреле, а затем — в августе.
На 50‑70 % подорожало топливо на АЗС с начала года
Столь сильное влияние доллара на украинский рынок нефтепродуктов связано с высокой долей импорта — около 80 %. Поэтому стоимость топлива не снижается, несмотря на то что сейчас самые низкие котировки нефти за последние три года, говорит аналитик компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, до курсовых качелей удешевление нефти на мировом рынке через две-три недели доходило до Украины.
Переложили риски
Собственные запасы позволяют продавцам топлива избежать резких скачков и повышать цены плавно, сохраняя таким образом спрос. Но уже к концу лета — началу осени игроки от этой практики отказались, предпочтя увеличить маржу. «Сейчас никто не знает, сколько будет стоит доллар завтра, поэтому цены на автозаправках пересматриваются сразу же», — поясняет генеральный директор «Консалтинговой компании А-95» Сергей Куюн. Например, когда 26 августа доллар достиг исторического максимума 14 UAH / USD, оптовый рынок отреагировал сразу же, подняв цены на 2,48‑4,6 %. Через два дня топливо подорожало на всех автозаправках в среднем на 4 %. 27 августа НБУ начал укреплять гривню — и цены в крупном опте пошли вниз, но розничные игроки поменяли ценники только через семь-десять дней.
Курсовые колебания усугубляются дефицитом валюты. Как ранее писал «Капитал», официально купить доллары или евро можно через торги Нацбанка или попросить банк приобрести валюту на межбанковском валютном рынке. Но предложение валюты ограничено. Курс, по которому топливным ритейлерам удается приобрести доллар, выше межбанковского на 20‑30 коп. за доллар. «В нефтяном рынке очень важен объем оборотных средств — чем большими средствами вы оперируете, тем больше вы можете заработать», — отметил финансовый директор сети автозаправок КЛО Владислав Стремидловский.
Дефицит оборотных средств приводит к смещению графика поставок и расторжению контрактов. Если расчет осуществляется в гривне, то в договорах прописывается привязка в курсу доллара — например, на прошлой неделе указывали 13,15‑13,25 UAH / USD. Напомним, в пятницу межбанк закрылся снижением курса доллара на 3 коп. — до 13,12 UAH / USD.
Кроме того, согласно постановлению НБУ, профучастники вынуждены замораживать средства на валютных счетах на трое суток для покупки импортных нефтепродуктов. Дефицит валюты, помноженный на курсовую нестабильность, и заставляет продавцов нефтепродуктов жертвовать спросом и перекладывать все финансовые риски на конечного потребителя. «Когда вы кладете на депозит гривни для обмена валют, вы не знаете, какой будет курс через три дня. Соответственно, неизвестно хватит ли средств», — объясняет Стремидловский.
Изменяем предпочтения
Резкое удорожание отпугивает покупателей. За девять месяцев было продано 2,9 млн т топлива, свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период реализовали 3,2 млн т. Потребители переориентируются на дешевую продукцию. Например, «приватовские» заправки (работают под брендами «Укрнафта», ANP, «АВИАС плюс», Sentosa Oil и др.), продающие бензин марки А-95 на гривню дешевле среднерыночной цены, с января по сентябрь увеличили долю рынка на 6,5 п. п. — до 34 %.
Открытием года для автолюбителей стал сжиженный газ. В среднем спрос на него увеличился на 20 %. Покупателей не отпугивает даже удорожание этого топлива на 39,9 % — до 8,94 грн. «Впервые за три года стоимость сжиженного газа составляла менее 50 % от цены бензина марки А-95», — подчеркнул заместитель директора компании «Надежда» Станислав Батраченко.
Фальсификат и война
В сложившихся рыночных условиях все игроки нефтепродуктового ритейла пересмотрели свои планы по развитию. «Мы планировали построить и купить около 100 комплексов. Сейчас корректируем свои планы до 40‑50 АЗК, не более», — заявил в мае генеральный директор «ВОГ Ритейл» (управляет сетью WOG) Сергей Корецкий.
В этом году речь не идет о развитии, главное выжить, считает президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. «Сложнее всего приходится мелким сетям. У них есть два варианта: либо продаваться, либо бодяжить», — признает он. По информации Куюна, доля фальсификата на рынке составляет 20 %. Основные области, в которых наблюдается высокая концентрация суррогата, — Луганская, Донецкая, Харьковская, а также Крым. По словам эксперта, в этом году научились подделывать не только бензин, но и дизельное топливо, куда добавляют авиационный керосин.
Как ранее писал «Капитал», 1 октября суд арестовал имущество семи автозаправок «БРСМ-Нафта» в Киевской области по ходатайству следователей прокуратуры. Согласно заявлению пресс-службы прокуратуры Киевской области, арест имущества произведен в рамках расследования 10 уголовных дел, начатых после масштабной проверки АЗС сети по факту реализации топлива ненадлежащего качества. Около 20 из 135 автозаправок были закрыты. Правда, в самой компании масштабные проверки связывают не с плохим качеством топлива, а с конкурентной войной.
Нерадужные перспективы
Прогнозировать дальнейшее развитие рынка эксперты не берутся. «Если курс доллара будет расти — будет дорожать топливо», — уверен Косянчук. Это добавит популярности сжиженному газу. Сегодня 1,8 млн автомобилей в Украине заправляются этим видом топлива, подсчитала Украинская ассоциация сжиженного газа. По ее расчетам, в 2015 г. этот показатель увеличится на 20 %.
В целом в 2014 г. спрос на топливо упадет на 25 % по сравнению с 2013 г., прогнозируют эксперты. Предпосылок для снижения доли фальсификата пока нет. «Для уменьшения подделки на рынке необходимо определить государственный орган, в полномочия которого будет входить контроль качества нефтепродуктов на автозаправок и выделять ему необходимое финансирование», — резюмирует Куюн.
Согласно данным Госстата, в Украине (без учета Севастополя и Крыма) работает 6,89 тыс. автозаправок.