Беларусь укрепила свои позиции на украинском рынке нефтепродуктов. За девять месяцев 2014 г. из Беларуси в Украину завезли топлива на $ 2,4 млрд, что примерно на 30 % больше показателя прошлого года, свидетельствуют данные Государственная фискальная служба. Литва увеличила поставки на 17,9 % — до $ 0,60 млрд, а Россия, наоборот, сократила на 29,8 % — до $ 0,89 млрд. В целом импорт нефтепродуктов за январь-сентябрь вырос на 7,5 % — до $ 4,99 млрд по сравнению с 2013 г.
В обход бойкота
Одной из причин роста поставок из Беларуси является тот факт, что российские товары, которые сейчас игнорируют множество украинских потребителей, стараются поменять «место жительства». Топливо, которое перерабатывает Мозырский нефтеперерабатывающий завод не по давальческой схеме, реализуется в Украине через оптовую компанию «БНК-Украина». Доля белорусских нефтепродуктов в структуре импорта составляет 48 %. 15‑18 % занимает «БНК-Украина», а остальное — переработанное топливо российских предприятий, которое на украинском рынке котируется как белорусское. Основными «давальцами» Мозырского НПЗ являются российские «Роснефть» и «Газпром».
«Роснефть» и «Газпром» владеют 42,58 % НПЗ через совместное предприятие «Славнефть», 12,25 % контролирует ООО «МНПЗ плюс», которое представляет интересы работников предприятия (доля государства в уставном капитале этого общества в 2006 г. увеличена до 98,9 %), у прочих акционеров — 2,41 %.
48 % составляет доля белорусских нефтепродуктов в Украине
Сокращение российского импорта связано также с приостановлением в апреле поставок российского дизеля в Украину по системе магистральных трубопроводов. «Россия опасалась национализации украинской части продуктопровода», — напоминает аналитик компании UPECO Александр Сиренко. Проблемы с поставками российского дизтоплива и белорусских нефтепродуктов, которые удалось решить только после вмешательства президента, стали главной причиной роста литовского импорта, отметил заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Рост на фоне падения
Общее увеличение импорта нефтепродуктов имеет несколько причин. В сентябре 2013 г., помимо Кременчугского НПЗ, работал еще и Одесский. Сейчас последний стоит. Но за месяц в Одессе было произведено до 50 тыс. т нефтепродуктов, поэтому его воздействие на рынок было минимальным.
Большее влияние на статистику оказало отсутствие нелегального импорта нефтепродуктов, уверен Сиренко. Напомним, с контрабандой связывают имя скандально известного бизнесмена Сергея Курченко, который также владел и Одесским НПЗ. В отношении бизнесмена открыто 11 уголовных производств в Крыму, Киевской, Харьковской, Одесской, Черкасской, Кировоградской, Хмельницкой, Луганской, Ровенской областях и в Киеве, сообщал ранее министр внутренних дел Арсений Аваков. Одно из обвинений Курченко — контрабанда нефтепродуктов. С 30 сентября бизнесмен объявлен в международный розыск Интерполом.
Свою роль сыграло и желание продавцов топлива подзаработать. По коду ТНВЭД 2710 оформляются не только светлые нефтепродукты (бензины и дизельное топливо), но и мазут, реактивное топливо и другие специфические продукты. «Реактивное топливо, помимо основного назначения, используется для разбавления дизтоплива», — объясняет президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. По данным Сиренко, разница в цене между дизтопливом и реактивным топливом составляет около $ 50 за т. Как ранее писал «Капитал», доля фальсификата на рынке достигает 20 %.
Бумажный рост
В стране нет предпосылок для увеличения импорта. «Сейчас падает спрос и в рознице, и в промышленности — соответственно, и импорт», — говорит генеральный директор «Консалтинговой компании А-95» Сергей Куюн. По его данным, за восемь месяцев 2014 г. в страну завезли только 4,36 тыс. т светлых нефтепродуктов.
По итогам года, конечно, будет рост, но не фактический, а бумажный, заключает Сиренко.