Страховая компания «Эталон» подала на Нацкомфинуслуг иск в Окружной административный суд Киева. Страховщик требует отменить решение регулятора о введении в компанию временной администрации. Первое судебное заседание состоялось в понедельник. Информация о нем обнародована на сайте Единого реестра судебных решений.
Преступление и наказание
Нацкомфинуслуг 18 сентября решила ввести временную администрацию в компанию «Эталон» сроком до 5 декабря 2014 г. Временным администратором регулятор назначил Александра Пасько. Причиной такого шага комиссия назвала, в частности, задержки выплат страховщиком. В связи с этим, как ранее в комментариях «Капиталу» сообщал и. о. председателя Нацкомфинуслуг Максим Поляков, резко возросло количество жалоб на компанию. Обнародованные на сайте Моторного (транспортного) страхового бюро данные за первое полугодие подтверждают наличие у «Эталона» проблем с качеством обслуживания своих клиентов.
В «Эталоне» не отрицают, что такие проблемы были, но руководство компании успело их устранить до принятия решения Нацкомфинуслуг о введении временной администрации. «Комиссия никоим образом не обратила внимание и не учла факт добровольного устранения компанией нарушений, выявленных в ходе проверки и послуживших поводом для применения регулятором указанной нормы воздействия, — говорится в сообщении пресс-службы «Эталона». — Кроме того, в ходе проверки топ-менеджмент «Эталона» предложил план финансовой стабилизации компании, но он комиссией принят не был».
Взаимные претензии
План финансового оздоровления Нацкомфинуслуг подписала в июле с другой страховой компанией, задерживающей выплаты, — «Гарант-Авто». Почему комиссия отвергла план «Эталона», в компании не знают. «Решение Нацкомфинуслуг о введении временной администрации в нашу компанию стало полной неожиданностью для ее руководства», — говорится в сообщении пресс-службы.
Но начать полноценную работу в «Эталоне» временный администратор не смог — руководство компании его в офис не пустило. «Не отрицаю, есть определенные трудности с началом работы, — признает Пасько. — Но работа началась, работает группа аудиторов».
54‑е место в ренкинге Insurаnce TOP занимает «Эталон» по объему собранных премий
Страховщики предполагают, что «Эталон» может не пускать временного администратора, чтобы успеть вывезти ликвидные активы. «В таких случаях перед администрацией часто закрывают входную дверь, чтобы через заднюю вынести из финучреждения все деньги», — говорит финансовый аналитик, попросивший не называть его имени. Но в «Эталоне» факт вывода денег отрицают. А нежелание сотрудничать с администратором объясняют его действиями.
К примеру, Пасько сразу обратился с заявлением в «Укртелеком» о переадресации входящих звонков с телефонного номера информационного центра «Эталона» на другой номер, который использует неизвестный call-центр. «Нам удалось выяснить, что клиентов, которые обращаются в call-центр «Эталона» с желанием заключить договор страхования, переадресовывают в другую страховую компанию», — заявили в пресс-службе. Пасько это отрицает: проблемы с номером call-центра носили исключительно технический характер.
Кто прав в данном случае, будет разбираться суд.
Администрировать куратора
Введение временной администрации — пока единственный доступный регулятору способ разобраться в том, что на самом деле происходит в компании, на которую жалуются клиенты, считает президент Федерации страховых посредников Украины Ибрагим Габидулин. «Временные администраторы выполняют функцию кризис-менеджеров, которые разбираются с финансовым состоянием страховщика и пытаются восстановить его платежеспособность», — отметил Ибрагим Габидулин.
Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что появление в компании администрации сразу же распугивает всех ее партнеров и клиентов. «Назначение временной администрации и невозможность нормального функционирования компании уже привели к тому, что ряд наших партнеров (перестраховщиков и банковских учреждений) сообщили о прекращении или приостановлении сотрудничества с нашей компанией», — сообщила пресс-служба «Эталона».
Председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский полагает, что эффективность вмешательства регулятора в работу страховщиков была бы выше, если бы Нацкомфинуслуг, как НБУ, ввела институт кураторов — людей, которые не заменяют руководство финансовой компании, а контролируют его работу.