У регулятора телекоммуникационной отрасли появилась возможность существенно расширить полномочия. Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) на последнем заседании утвердила порядок проведения анализа рынков и определения на них игроков с существенной рыночной силой (Significant Market Power, SMP). Об этом сказано в сообщении ведомства. Документ отправлен на согласование в заинтересованные органы — Антимонопольный комитет, Государственную службу по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства и пр.
Новый порядок должен заменить старый, принятый в 2011 г. Основное отличие утвержденного нового акта заключается в том, что регулятор теперь сможет определять игроков SMP не только на оптовом рынке завершения звонков на сетях конкурентов (рынке интерконнекта), но и на любом другом рынке телекоммуникаций после его предварительного анализа на предмет состояния конкуренции. Доминирующей признается компания, контролирующая 25 % доходов в определенной сфере бизнеса.
Пока безболезненно
Порядок, принятый НКРСИ, готовился для принятия в течение нескольких лет. Это была инициатива еще членов регулятора от прошлой власти. Он должен был значительно расширить полномочия комиссии в сфере регулирования как оптовых, так и розничных тарифов на мобильную связь и интернет-доступ в связке с подготовленными изменениями в закон. Но к началу этого года порядок (и связанные с ним инициативы) был значительно упрощен под давлением лоббистов отрасли — крупные компании не хотели попадать в тарифную зависимость от регулятора.
Основное обязательство, которое может быть возложено на SMP-оператора, тормозящего развитие отрасли, выглядит так: «Недопущение дискриминационных действий против других субъектов рынка». Это регуляторное ограничение смотрится весьма размытым и вряд ли станет поводом для доминирующего игрока лучше относиться к своим меньшим конкурентам.
3‑5 % от оборота могут достигать штрафы для телекоммуникационных операторов, признанных игроками с существенной рыночной силой
Впрочем, один из собеседников «Капитала» в НКРСИ утверждает, что это может быть только началом расширения полномочий комиссии. По его словам, аппаратом параллельно готовится также порядок о применении санкций к операторам-нарушителям (в том числе и к тем, кто будет признан SMP и не выполнит предписаний). «Речь идет о штрафах в размере 3‑5 % от оборота», — подчеркнул он. А это очень больше суммы.
Оптом и в розницу
Примечательно, что в принятом порядке уже нет нормы, предложенной старым составом НКРСИ, — разделить все рынки на оптовые и розничные и вводить регулирование операторов SMP на первых только в том случае, если принятые ограничения на оптовых не помогают улучшить ситуацию. Это означает, что по факту теперь комиссия сразу может начать контролировать действия крупных игроков и в рознице.
Глава Интернет ассоциации Украины Татьяна Попова говорит, что их структура ранее выступала против регулирования розничных рынков и просила оставить только опт. Но в принятой редакции вообще нет таких понятий, как «розничный» или «оптовый», что делает его универсальным для применения. Это позволит НКРСИ быстро определить доминирующих игроков на таких крупных розничных рынках, где еще не вводилось регулирование, как рынок мобильной связи (41 % дохода на нем контролировал по итогам 2013 г. «Киевстар», «МТС Украина» — 32 %), интернет-доступа («Укртелеком» в прошлом году занимал 29 %)
Впрочем, директор по регуляторно-правовым отношениям «Киевстара» Андрей Осадчук не усматривает ничего плохого в том, если его компанию признают SMP. Он отмечает, что такая норма регулирования есть и в Европейском союзе, с которым Украина подписала Соглашение об ассоциации. Еще в начале года «Киевстар» был против того, чтобы расширять регуляторные полномочия НКРСИ. Но Осадчук объясняет это тем, что в старой редакции порядка была норма, согласно которой мог бы выиграть только «Укртелеком». Так, регулятор мог бы обязать SMP-компанию, которая оказывает услуги в регионе с неудовлетворенным спросом на общедоступные услуги (фиксированную связь), развивать сеть и получать компенсации за это. В принятой версии этот пункт отсутствует.