Бізнес

вытеснение

Производителей железнодорожных колес Россия обвиняет в демпинге. Отбиться будет сложно

Россия обвиняет в демпинге украинских производителей железнодорожных колес
Российские заказчики наехали на украинских производителей из‑за колес
Фото: УНИАН

Российские предприятия Выксунский металлургический завод (ВМЗ, входит в «Объединенную меткомпанию» (ОМК) и «Евраз Нижнетагильский меткомбинат» (НТМК, входит в холдинг «Евраз») инициировали антидемпинговое расследование Таможенного союза (ТС) в отношении импорта из Украины стальных цельнокатаных колес для железнодорожного подвижного состава (классифицируемые кодом 8607 19 100 9 ТН ВЭД ТС). О начале расследования сообщила 17 октября Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На долю ВМЗ и НТМК приходится 98,9 % производства этой продукции в ТС. Сейчас импорт таких колес в страны Таможенного союза облагается пошлиной в 5 %.

За что теснят

Согласно заявлению ЕЭК, с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. демпинговая маржа при поставках украинских колес составила 36,3 %. Компании-заявители утверждают, что с 2011 по 2013 г. поставки колес из Украины в ТС увеличились в 4,4 раза. Доля украинской продукции в общем объеме импорта таких колес в ТС за тот же период достигла в среднем 95,8 %, а в первом полугодии 2014 г. — 97,1 %. Параллельно доля стальных колес производства стран ТС в общем объеме потребления сократилась на 13,9 п. п., а в январе-июне 2014 г. снизилась еще на 2 п. п. Одновременно доля колес из Украины в потреблении в странах ТС выросла на 11,2 п. п.

Комиссия также указывает, что в первом полугодии 2014 г. ценовая конкуренция на рынке ТС обострилась. Из‑за удешевления украинской продукции на 25,4 % предприятия стран ТС под давлением демпингового импорта из Украины снизили стоимость цены на 21,8 % при росте себестоимости на 16,4 %. «В итоге рентабельность продаж упала на 22 п. п., а прибыль от реализации сократилась более чем в 6,2 раза», — говорится в материалах ЕЭК.

Директор по внешним связям ОМК Антон Базулев заявил «Капиталу», что предприятие надеется на пресечение демпинга с украинской стороны и размер пошлин компенсирует потери российских ком­паний.

Что теряем

Стальные цельнокатаные колеса, по информации экспертов, продаются в странах ТС в основном на российском рынке. Спрос удовлетворяется за счет продукции ВМЗ (доля — 45 %), «Евраза» (29 %) и «Интерпайпа» (26 %). В этом году потребление колес, по данным российского агентства «Infoline-Аналитика», сократилось на 35 %. Эксперты ожидают, что рынок должен составить 950 тыс. шт.

Аналитик инвесткомпании Eavex Capital Иван Дзвинка считает, что расследование направлено на окончательное вытеснение украинской продукции с российского рынка. В пресс-службе «Интерпайпа» не столь категоричны и на вопросы «Капитала» ответили лаконично, подтвердив, что намерены сотрудничать с ЕЭК в рамках антидемпингового расследования. «На протяжении многих лет «Интерпайп» работает на рынке ТС, ведет рыночную коммерческую политику. Сам факт возбуждения антидемпингового расследования мы расцениваюем неоднозначно», — за­явили собеседники. Тем не менее заверили, что будут максимально содействовать представителям ЕЭК, так как заинтересованы в проведении прозрачного и объективного расследования.

В неофициальных беседах представители «Интерпайпа» сообщили, что российский рынок ключевой для них, а его доля в поставках всей продукции достигает 42 %. И добавили: предприятие торгует колесами по всему миру, но доля сбыта на других рынках незначительна и заместить российский рынок в полной мере в случае введения дополнительных заградительных мер будет крайне трудно. Отметим, в 2013 г. «Интерпайп» выпустил колес на 2,28 млрд грн, что составляет 46 % от всей продукции компании.

Угроза

Прямые поставки украинских колес в Россию за последнее время действительно увеличились, но это связано с тем, что производство вагонов в Украине существенно сократилось. Поэтому естественно, что завод стал проводить более агрессивную ценовую политику на российском рынке, чем раньше, прокомментировал ситуацию «Капиталу» глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его данным, средняя цена в III квартале 2014 г. на колеса «Интерпайпа» на условиях DAF составляла 16 тыс. руб. за шт., (около 5,1 тыс. грн по текущему курсу), тогда как продукция «Евраза» — около 18 тыс. руб., а ВМЗ — 17‑19 тыс. руб. Схожие данные по стоимости дает издание «Промышленные грузы» (ПГ): в сентябре цены на колеса ВМЗ составляли 16,5‑22 тыс. руб., «Евраза» — 18,5 тыс. руб., а «Интерпайпа» — 16 тыс. руб. По оценке ПГ, стоимость продукции украинской компании у себя на родине составляет 6,2‑7 тыс.  грн (около 19,5‑22,1 тыс. руб.).

По мнению Бурмистрова, эта разница не представляет собой существенное ценовое преимущество. «Когда гривня девальвировала к доллару, то существовал ценовой перевес украинской продукции в РФ, но сейчас ситуация выровнялась, так как рубль тоже обесценился. Если будет принято решение установить антидемпинговую пошлину в отношении украинской продукции, то это в большей степени станет политическим решением», — говорит специалист. В то же время, по мнению юристов, результаты расследования могут быть вполне не заполитизированными.По словам партнера юридической фирмы AstapovLawyers Олега Мальского, если экспортные цены дешевле, чем внутренние, пусть даже незначительно, это уже считается демпингом, так что у ЕЭК есть высокие шансы ввести компенсационные меры в отношении украинской продукции.

Старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко считает, что независимо от того, есть ли у российской стороны основания для ограничения поставок железнодорожных колес из Украины, приходится констатировать факт, что тенденция с запретом поставок украинской вагоностроительной продукции на российский рынок продолжается. Сначала запретили поставки вагонного литья, затем — вагоны, а теперь ограничения могут коснуться колес. По его словам, колеса составляют 38 % в обороте Нижнеднепровского трубопрокатного завода ($ 270 млн по итогам 2013 г.). «Потеря российского рынка может существенно ударить по «Интерпайпу», которому принадлежит завод, учитывая, что украинский рынок сегодня не сможет послужить заменой после падения вагоностроения в 4 раза», — предупреждает аналитик. Кроме того, потерю поставок на рынок ТС будет сложно заместить и на других рынках, заметил эксперт. В 2013 г. ТС занимал 76 % в экспорте колес и осей из Украины.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама