Новый балет Маги Марэн называется «BiT» и на большой сцене он стартует 30 октября. После нескольких фестивальных показов, в том числе и на престижной Лионской танцевальной биеннале в сентябре, хореограф выбрала парижский Théâtre de la Ville. В этом театре авангардные постановки в чести.
«BiT» — как раз из таких. Шесть главных танцоров в течение часа, пока длится балет, держатся за руки, изображая живую цепочку. Они движутся под мелодию, напоминающую тарантеллу — быстрый итальянский народный танец. К ней присоединяются то детский хор, то звериный рев, то ритмичная музыка в стиле диско. Периодически музыка прерывается и радикально меняет ритм. На пути танцоров то и дело появляются причудливые существа — то ли вампиры, то ли средневековые монахи. Все это действо нужно хореографу, чтобы, во‑первых, языком танца передать широкий спектр человеческих эмоций — от светлой радости до первобытного ужаса, от экстаза единения до драмы индивидуальности. А во‑вторых, таким образом Маги Марэн изучает природу чистого ритма и его влияние не только на музыку, но и на людей, танцующих на сцене и сидящих в зрительном зале.
Маги Марэн, одна из представительниц «не-танца» — направления в современной французской хореографии, объединяющего танцевальные движения с театром, видео, пластическим искусством и другими видами перформанса, в своих балетах всегда задается сложными философскими вопросами. К примеру, ее самое известное произведение — балет «May B» — поставлено в 1981 году по абсурдистским пьесам Сэмюэла Беккета, которым 63‑летняя Маги увлекается с 18 лет. Спектакль, начинающийся как балет, затем превращающийся в театральное действо, рассказывает о том, что поскольку человек не может убежать от общества, ему приходится учиться сосуществовать с другими.
Балет «BiT», название которого отсылает к базовой единице измерения информации в компьютерных кодах, поначалу кажется проще, чем «May B» или предыдущая работа Марэн «Ноктюрны» об ощущении себя всюду чужим. Однако размышляя об устройстве музыкального ритма, хореограф ухитряется прийти к глобальным философским выводам. Ритм — основа не только мелодии, но и жизни человеческого общества. Ведь оно существует по определенным законам, в определенном темпе. И каждый человек сам выбирает, подстраиваться под него или жить в собственном ритме. Именно об этом танец главных героев «BiT». Что именно они выберут, можно узнать до 15 ноября в Théâtre de la Ville, на сцене «des Abbesses». Затем спектакль продолжит турне по фестивалям, в числе которых «Осенний фестиваль» в Париже и «Танцевальный форум» в Монако.