До конца 2013 г. госпредприятие «Укрзалізниця» собирается обеспечить возможность проезда по QR-кодам во всех поездах внутреннего сообщения. Об этом во время пресс-конференции заявил заместитель генерального директора компании Павел Чекалов. По его словам, около 4 тыс. пассажирских вагонов оборудуют специальными устройствами, которые будут считывать QR-коды с билетов, распечатанных на домашнем принтере.
В конце июля такие билеты получили статус официальных расчетных документов и будут приниматься бухгалтериями всех предприятий при оформлении командировок, заверил Павел Чекалов. Информация с билетов по технологии безопасной передачи данных GPRS VPN отправляется на фискальный сервер, где хранится в течение месяца. По этим данным можно будет проверить легитимность билета. Телекоммуникационным партнером проекта выступил «Киевстар».
Использовать билеты с QR-кодами «Укрзалізниця» начала еще в начале 2013 г., их принимали в поездах «Интерсити +» и поезде № 37 / 38 «Донбасс». Поскольку такие билеты не были фискальными, сотрудники госпредприятия отдельно выписывали документ на бланке строгой отчетности и предоставляли его пассажиру при посадке в поезд. С 3 августа необходимость в этом отпадет, уверяет Чекалов.
С середины сентября 2013 г. билеты с QR-кодами смогут испытать также пассажиры поездов: № 12 Киев — Симферополь, № 91 Киев — Львов, № 80 Киев — Днепропетровск, № 105 Киев — Одесса и № 64 Киев — Харьков, отметил собеседник. По подсчетам руководства «Укрзалізниці», для этих поездов необходимо около 250 считывающих терминалов (с учетом резерва). В перспективе они смогут не только считывать QR-коды с билетов на бумажных носителях, но и с экранов мобильных устройств, например планшетов или смартфонов. «Думаю, такое решение позволит снять напряженность, которая возникает на вокзалах и в кассах», — объяснил Чекалов.
В какую сумму обойдется оснащение поездов считывающими устройствами, представители «Укрзалізниці» не смогли ответить. Но опрошенные «Капиталом» эксперты говорят, что стоимость одного терминала может составлять от 1,5 тыс. грн до 3 тыс. грн. Таким образом только на терминалы придется потратить не менее 6 млн грн. Стоимость VPN-решения представители «Киевстара» назвать не смогли, ссылаясь на коммерческую тайну.
Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк полагает, что новый сервис не станет для «Укрзалізниці» источником прямой прибыли. «Такой сервис есть у каждой уважающей себя железной дороги», — констатировал он. Директор агентства мобильного маркетинга Назар Грынык добавил, что с помощью электронных билетов госпредприятие сможет повысить лояльность клиентов. Однако на первых этапах воспользуются услугой только наиболее продвинутые пользователи — те, кто уже сейчас покупает билеты через интернет. По данным «Укрзалізниці», в 2012 г. посредством сети было продано 2,1 млн билетов.
По словам Грыныка, в Украине пока отсутствует культура массового применения QR-кодов. «По опыту нашего агентства, только 5 % всех потребителей реагируют на использование QR-кодов в рекламных кампаниях», — уточнил он. При этом большую роль играет проникновение смартфонов и других устройств, способных работать с QR-кодами. Напомним, сейчас в сетях украинских операторов работает около 8 млн смартфонов, притом что количество абонентов мобильной связи — примерно 60 млн. По мнению Грыныка, когда смартфоны появятся хотя бы у половины украинцев, тогда можно будет говорить о широком применении QR-кодов.