Лидер украинского авиарынка — компания «Международные авиалинии Украины» — вступает в новый зимний сезон с урезанными планами. В ноябре, первом месяце нового зимнего сезона навигации, МАУ намеревается резко сократить по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество регулярных рейсов из Киева на 113 — до 1096. Об этом свидетельствуют данные профильного сайта flightmapsanalytics.com.
Укротительная программа
Полетов у МАУ станет меньше за счет отсутствия программы рейсов в Симферополь, Донецк, Екатеринбург, Новосибирск, а также сокращения частотности рейсов в Москву, сообщила «Капиталу» корпоративный пресс-секретарь авиакомпании Евгения Сацкая. Зато в зимнем расписании 2014 / 2015 появились новые рейсы из Киева в Нью-Йорк, Стокгольм, Кишинев, Ташкент и Тегеран. Представитель МАУ подчеркнула, что зимнее расписание еще в стадии окончательного согласования, поэтому подтвердить или опровергнуть информацию о количестве рейсов с точностью до одного она сейчас не может.
МАУ оказалась не единственным перевозчиком, оптимизировавшим свое расписание. Ведущий лоукостер — авиакомпания Wizz Air Ukraine — уменьшит число выполняемых регулярных рейсов на 61 — до 137, подтверждает генеральный директор Wizz Air Ukraine Акош Буш.
Выбыла из лидеров рынка авиакомпания «ЮТэйр-Украина». Если в ноябре 2013 г. она выполнила 323 регулярных рейса из Киева, то в ноябре текущего года планирует только 30. Заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный не смог подтвердить эту информацию. «Мы сосредоточили свои усилия на чартерных программах с туроператорами. Не теряем надежды, что возобновим регулярные рейсы с летней навигации 2015 г. Но это зависит от стабилизации политической и экономической ситуации в Украине», — отмечает он.
Подвела девальвация
Спрос на авиаперелеты упал из‑за экономических и политических проблем, например, украинская валюта обесценилась на 60 %, объясняет сокращение рейсов Буш. Иностранные же туристы стали избегать Украину, сетует он. Примерно о том же говорит и Сацкая: «[Пришлось сократить количество рейсов] в связи с закрытием нескольких аэропортов (в Донецке, Луганске, а в Симферополе после аннексии Крыма аэропорт стал недоступен для украинских авиаперевозчиков. — «Капитал»), снижением платежеспособного спроса населения Украины из‑за девальвации гривни и общей тяжелой ситуации в стране».
Член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко считает, что число рейсов будет сокращаться и дальше. По его мнению, в высокий сезон — в частности, в период зимних праздников — падение будет, например, у МАУ, значительнее — до 30 %. По мнению эксперта, многие украинские туристы не смогут позволить в этом году покупку резко подорожавших в гривне заграничных туров. «Сейчас низкий сезон, который характеризуется стабильным потоком пассажиров, в первую очередь деловых поездок. Поэтому рейсов у МАУ стало меньше только на 10 %», — добавил он.
По итогам года пассажиропоток сократится. Прогнозы экспертов отличаются только цифрами. Винюков-Прощенко допускает падение на 20 %, а исполнительный директор аэропорта «Львов» Вячеслав Чеглатонев ожидает проседания рынка на 30‑35 %. По информации пресс-службы бывшего вице-премьер-министра Александра Вилкула, в прошлом году пассажиропоток через украинские аэропорты составил 15,3 млн человек.