Правительство повысило тарифы за прохождение судов шлюзами Днепровского каскада и полностью отменило льготы (достигавшие 50 % тарифа) на шлюзование, предоставлявшиеся судам под флагом Украины или государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Это закреплено постановлением Кабмина № 553.
Власть
Первый заместитель министра инфраструктуры Александр Малин в комментарии «Капиталу» заявил, что последний раз шлюзовые тарифы подымались еще в 2009 г. «Это техническое решение, которое связанно с индексом инфляции. Когда в стране инфляция, все тарифы должны индексироваться по этому уровню», — подчеркнул Малин. По его словам, правительство не могло не поднимать тарифы за пользования шлюзами, так как хозяйство нуждается в обновлении, иначе неминуем коллапс.
До сих пор доля поступлений от платы за прохождение судов шлюзами составляла 10 % от потребности, а повышение тарифов лишь незначительно повысит этот уровень, сообщил «Капиталу» Александр Пересунько, заместитель начальника госпредприятия водных путей «Укводшлях», которое, собственно и ответственно за обслуживание речного хозяйства, в том числе и шлюзов. По его словам, последние три года шлюзы вообще не ремонтировались, на их содержание и ремонт необходимо 100 млн грн, тогда как предприятие за период навигации зарабатывает всего 6,5 млн грн.
Примечательно, что проект постановления «О внесении изменений в размеры платы за прохождение судов шлюзами Днепровского каскада» подготовило еще правительство Николая Азарова весной 2013 г. На сайте Мининфраструктуры с апреля прошлого года опубликован этот документ, и он цифра в цифру совпадает с постановлением № 553. Но прежнее правительство посчитало нецелесообразным нагружать возрождающееся в стране речное судоходство дополнительными сборами. Видимо, чиновники вернулись к вопросу повышения платы за шлюзование, обратив внимание на активизацию речных перевозок. Так, по данным Госстата, речные порты Украины в январе-сентябре 2014 г. переработали 3,9 млн т грузов, что на 44,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Бизнес
Нынешнее правительство накануне принятия постановления получило ряд очень резких замечаний со стороны участников рынка речных перевозок и их партнеров. Так в конце сентября Украинская зерновая ассоциация (УЗА) обратилась с открытым письмом к пример министру Арсению Яценюку с просьбой не принимать «шлюзовое» постановление, ссылаясь на то, что принятие недоработанного документа приведет к росту расходов украинских судовладельцев, а, соответственно, и их клиентов. УЗА приводило расчеты, согласно которым затраты судовладельцев на шлюзование при перевозке грузов из Запорожской области в Киевскую увеличатся с 4,12 тыс. грн до 14,54 тыс. грн за один рейс.
Гендиректор агрокомпании «Нибулон» Алексей Вадатурский, комментируя «Капиталу» отмену льгот и повышение тарифов, сообщил что у правительства нет единого мнения. «Еще недавно Минирфаструктуры на словах заверяло, что поддержит развитие речных артерий, но по факту принимаются решения, которые гробят отрасль. Мы крайне возмущены недальновидностью министерства и Кабмина, никто не услышал бизнес и общественные организации» — сетует Вадатурский. По его словам, за последние полгода ни правительство, нии министерство не провели ни одного тематического совещания относительно инфраструктурных преобразований на реках Днепр и Южный Буг: «Сегодня все говорят, что разбиты дороги и надо их ремонтировать, но не обращают внимание, что грузы можно перенаправлять на реку». Директор компании «Гермес-Трейдинг» (оператор речных перевозок) Юрий Скичко в комментарии «Капиталу» заявил, что новый тариф на шлюзование существенно повышает себестоимость перевозок по реке, что сделает еще менее конкурентоспособным это вид транспорта в сравнении с наземным и окончательно убьет отрасль. Правда, ему возражает Александр Пересунько, по данным которого стоимость шлюзования по Днепру составляет всего 3,5‑5 % от всех речных сборов, поэтому, по его словам, повышение платы не ухудшит положение судовладельцев, а их заявления о потерях безосновательны.
до 14,54 тыс. грн с 4,12 тыс. грн вырастут затраты судовладельцев на шлюзование за один рейс из Запорожской области в Киевскую
В число постоянных затрат судовладельцев входят помимо шлюзования портовые сборы, оплата за лоцманскую проводку, разводку мостов. Только за разводку мостов судовладелец тратит от $ 984 (Кременчугский мост), до $ 1,96 тыс. (Днепропетровский мост). Еще пару месяцев назад «Капитал» заверяли в Минифнраструктуры, что подготовлен проект закона «О внутреннем водном транспорте». Суть законопроекта заключается в определении правил игры на рынке речных и каботажных перевозок и зоны ответственности его игроков и контролирующих органов, чего до сих пор не было в этой сфере. Но до парламента документ так и не добрался. А отсутствие специального закона игроки рынка речных перевозок называют одним из главных препятствий в своей деятельности.
Вариант
Участники рынка считают, что затраты на содержание и эксплуатацию шлюзов должны лечь на плечи энергогенерирующих компаний, которые используют искусственно созданные на естественном водном пути гидротехнические сооружения и водные ресурсы для производства электроэнергии. По словам Юрия Скичко, такой подход используется в Европе, Китае и США. Александр Малин соглашается, что было бы логично задействовать такую схему, но для этого требуется существенная реформа, но ее невозможно провести быстро, а средств на обслуживание шлюзов катастрофически не хватает уже сейчас.