Несмотря на то что на ведущих сценах мира спрос с «импортных» солистов неизбежно выше, чем с местных, последние достижения украинских академических музыкантов разных специальностей подтверждают, что учили их хорошо и не зря.
Филармоническим залам и оперным подмосткам, представляющим в мире целую индустрию дорогостоящего культурного досуга, присущи довольно‑таки консервативные правила и стандарты, и наши соотечественники достойно выдерживают испытания ими. Чем, вне всяких сомнений, стоит гордиться.
Так, 29 июля молодой киевский баритон, выпускник Национальной музыкальной академии Петр Остапенко получил двухлетнюю стипендию итальянского правительства на обучение в престижнейшей Академии театра La Scala, пройдя серьезный отборочный конкурс. Обучение в этой школе последипломного образования, где помимо вокала и сценической практики огромное внимание уделяется изучению итальянского языка, всерьез повышает шансы стажеров быть замеченными международным оперным менеджментом.
Киевлянин Александр Пушняк — певец широкого профиля с тщательно подобранным итальянским и немецким репертуаром, сумевший объединить основательность баса с подвижностью баритона, в прошлом году стал лучшим из почти сорока европейских, американских и азиатских бас-баритонов на седьмом конкурсе «Вагнеровские голоса» в немецком Карлсруэ. Это единственное в своем роде соревнование требует от вокалистов не только колоссальной выносливости и умения управляться с мелодиями, даже отдаленно не похожими на привычные «запев — припев», но и мастерства в ансамблевом пении, богатой палитры интонаций, глубокого понимания немецкого текста и неординарного актерского таланта. С блеском продемонстрировав все эти качества в партии Курвеналя из оперы «Тристан и Изольда», Пушняк выиграл также приз зрительских симпатий и приз Международного общества Рихарда Вагнера. Этим летом он уже выходит в новой для себя роли Доннера в «Золоте Рейна» на сцену главного вагнеровского театра в мире — Байройтского — в спектаклях вагнеровского фестиваля да еще и в год 200‑летия композитора.
26‑летний пианист Вадим Холоденко в июне одержал нелегкую победу на трехнедельном XIV Международном конкурсе имени Вана Клиберна в Форт-Уэрте (США), став первым в 50‑летней истории этого творческого состязания лауреатом с украинским гражданством. Он показал свои зрелые интерпретации таких разностилевых произведений, как Первая соната Рахманинова, прокофьевский и моцартовский Концерты с оркестром, фортепианный квинтет Франка, и сыграл также «Birichino» Кристофера Теофанидиса — обязательное произведение, специально написанное для конкурса этого года, выучить которое нужно было за считанные дни. Это и принесло пианисту отдельную награду, но главное — он удостоился конкурсной золотой медали, а вместе с ней — трехгодичного концертного менеджмента, международных туров, контракта на студийную запись на американском лейбле «Harmonia Mundi», а также концертного костюма от Neiman Marcus. Победа в этом конкурсе для Холоденко означает, что дальше ему уже не нужно ни с кем соревноваться, а только выступать. Несколько его концертов в будущем сезоне придутся на Украину.
Кирилл Карабиц, 35‑летний киевский дирижер, который числится в штате Национальной оперы Украины, в прошлом году исполнял оперы в театрах Швейцарии, Люксембурга, Англии и в российском Большом, куда был приглашен как глава британского Борнмутского симфонического оркестра. Борнмут продлил с маэстро контракт до 2016 г. — там Карабиц устроил и провел фестиваль симфонической западной музыки, сюжетно и мелодически связанной с Украиной. В мае дирижер — первый из украинцев — стал лауреатом всемирно значимой премии британского Королевского филармонического общества, которую получают только исполнители академической музыки вживую. Она присуждена темпераментному, экзальтированно жестикулирующему Карабицу за то, что его «харизма, воображение, академическая школа, яркая коммуникация цепляют аудиторию, где бы он ни выступал», а «стремление к открытиям и самосовершенствованию обогащает музыкальный мир Великобритании». Грядущей осенью дирижер возглавит концерты польского проекта «I, Culture Orchestra» (ICO), вот уже третий год отбирающего молодых музыкантов из восточной Европы и нескольких стран СНГ для большого симфонического коллектива, которому предстоит турне с оригинальной программой классики по странам Северной Европы.