Выборы, прошедшие в это воскресенье, вызвали двойственные эмоции. С одной стороны, необычайно грязная избирательная кампания наконец завершилась и надоевшая всем Рада VII созыва ушла в небытие. Но с другой — спустя девять месяцев после победы революции большинству украинцев хотелось выбирать совсем не так и не тех.
Субботний «день тишины», проигнорированный всеми ветвями власти в худших традициях предшественников, массовый подкуп избирателей, безнаказанно осуществляемый близкими к власти одиозными кандидатами, — все это стало еще одним напоминанием о том, что страна изменилась гораздо меньше, чем на это рассчитывали на Майдане. Поэтому вряд ли можно считать сюрпризом и то, что избранный вчера парламент также не сильно отличается от предыдущих.
Выборы не привели к обновлению власти. Большинство тех, кто получил вчера мандат, до этого десятилетиями были в политике и возле нее. Более того, при детальном рассмотрении списка победителей несложно заметить, что качественный состав главного законодательного органа страны получился ничуть не лучшим, чем прежний.
На волне революционной эйфории в Раду попали откровенные клоуны, фашисты, городские сумасшедшие. Они, а не профессионалы разбавили традиционное «болото», состоящее из жуликоватых бизнесменов и чиновников времен Кучмы и Януковича. Немногочисленные «новые лица» стали лишь локомотивами, втянувшими в парламент негодяев, которые вполне органично смотрелись бы и в Партии регионов.
Впрочем, такой результат одновременно стал крупным успехом президента. В новом парламенте роль оппозиции будут выполнять правые радикалы и популисты. Такая конфигурация политикума не оставляет выбора остальным политическим силам: им волей-неволей придется сплотиться вокруг главы государства. И можно не сомневаться, что новое большинство, напуганное «мусорной» люстрацией и радикализмом, безропотно проголосует за все, о чем его попросят с Банковой. В условиях, когда Порошенко явно не готов делегировать полномочия и предпочитает назначать на ответственные должности преданных ему людей, это не дает много поводов для оптимизма.
Как бы то ни было, страна сделала выбор. Проголосовала за усиление власти президента, похоронила так и не родившуюся парламентско-президентскую республику и де-факто отказалась от Конституции 2004 г. В годовщину старта народных протестов украинцы проголосовали против всего того, чего еще не так давно требовали на Майдане. Начиная с сегодняшнего дня мы снова живем в стране одного человека — просто теперь его зовут не Виктор Янукович, а Петр Порошенко. Это, а не цифры на табло ЦИК и есть главный итог народного волеизъявления.