Как бы ни ругала прогрессивная общественность мажоритарную составляющую нынешних выборов, нужно признать: настоящие выборы прошли именно там, в одномандатных округах. Настоящие — потому что именно здесь избиратели продемонстрировали свой реальный выбор, свое, так сказать, отношение к нынешнему и будущему. И как-то оно (отношение) имеет мало общего с «европейским вектором», как многим захотелось думать после ознакомления с воскресными эксит-поллами.
В понедельник стало ясно, что на большей части мажоритарных округов побеждают кандидаты-самовыдвиженцы. В основном это люди, которым их репутация помешала договориться об открытой поддержке с какой‑нибудь лидирующей партией. Или это их покровитель не смог договориться. Суть от этого не меняется — кандидаты эти вряд ли рассказывали своим избирателям о европейском выборе. Это они оставили партиям, которые победили в их округах.«Избирательные программы» у большинства таких кандидатов одинаковы: продуктовые наборы, сетевые пирамиды, косметический ремонт подъездов / площадок и отряды псевдобойцов АТО для разборок с конкурентами. Схожий набор «тезисов», стоит признать, содержат и «программы» партийных кандидатов. Снова же — не всех, но многих.
И нет ничего удивительного в том, что в Раду проходят Олесь Довгий, Сергей Клюев, Владимир Литвин или младший брат Михаила Добкина — Дмитрий. Особенно если по их кандидатурам есть негласные договоренности.Так, освобожденный Донбасс почти полностью проголосовал за бывших членов ПР, которые продолжительное время заигрывали с избирателями через поставки гуманитарной помощи.
«Мажоритарка — позор! Ее нужно отменить», — негодует публика в Киеве после удачных партийных результатов. Однако старается не замечать победу на столичном округе командира полка «Азов» Андрея Белецкого, известного своими праворадикальными взглядами. Под Киевом лидирует казак Михаил Гаврылюк, а в Днепропетровской области побеждает Дмитрий Ярош, поддержку которого в Днепропетровской ОГА не то что не скрывают, а всячески преподносят. Более того, Ярош победил в округе, где по партийным спискам больше всех набрал «Оппозиционный блок».
На самом деле избиратели не голосуют по‑разному за партийные списки и кандидатов-мажоритарщиков. Просто у нас в стране конкурируют не партии и не идеологии, а отдельные политики и политтехнологии. Ну и еще два крупных телеканала.
А раз так — почему избиратели в провинции должны поддерживать «европейский вектор» или «европейскую идеологию»? Им кто‑то о ней хоть слово за время выборов сказал? По крайней мере, в телешоу об этом речь не шла.